Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 14:41, контрольная работа
Прогнозирование одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе вырабатывания событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.
Введение
Понятие прогнозирования
Дж. Форрестер - основоположник прогнозирования
Функции прогнозирования
Методы социального прогнозирования
1.1 Традиционные методы социального прогнозирования
1.2 Методы прогнозирования
1.3 Классификация методов прогнозирования
1.4 Этапы социального прогнозирования
Заключение
Список литературы
К классу экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, которая изучает продуктивное, творческое мышление).
Это аналитический метод,
суть которого состоит в построении
и дальнейшем усечении «древа поиска»
экспертной оценки с использованием
какой-нибудь эвристики. При этом методе
осуществляется специализированная обработка
прогнозных экспертных оценок, полученных
путем систематизированного опрашивания
высококвалифицированных
Структура метода эвристического прогнозирования включает в качестве основных элементов:
• синтез граф модели объекта;
• формирование экспертных бригад и оценку компетентности экспертов;
• формирование вопросов и разработку экспертных оценок;
• анализ работы экспертов;
• алгоритмы обработки таблиц экспертных оценок;
• образ вариации полученных прогнозов;
• синтез прогнозных моделей.(10)
Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют резне другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрашивание экспертов.
В качестве информации используются фактографические и экспертные данные.
При классификации методов прогнозирования необходимо иметь в виду, который содержательный систематизация методов прогнозирования должна определяться самым объектом прогнозирования, экономическими процессами развития и их закономерностями.
С точки зрения оценки возможных путей и результатов прогнозное научно-технического развития прогнозы можно классифицировать за тремя этапами:
- исследовательским;
- программным;
- организационным.
Задачам исследовательского прогноза является определения возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов.
Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отобразить в виде роста их быстродействия, увеличение объема памяти и диапазона логических возможностей.
Специфические подходы и методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Структура этой науки определяется ее основными проблемами:
• анализом и синтезом объекта прогноза;
• адаптацией методов прогнозирования к объекту прогноза;
• алгоритмизацией процесса составления прогнозов.
В арсенале инструментов экономической прогностики важная роль принадлежит количественным методам обработки прогностической информации – экономико-математическим методам, экономико-математическому моделированию, статической экстраполяции. Методология экономического прогнозирования исследует будущее в трех аспектах:
• онтологическому;
• логическому;
• гносеологическому.
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, факторы, которые влияют на него.
В логическом аспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования.
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснения того, как будущее отображается в человеческом сознании, которые формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз из гносеологической точки зрения является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.
Соответственно, проблема научного предусмотрения охватывает как теоретико-познавательный аспект, связанный с исследованием прогнозов как функции законов и теории наук, так и практический аспект, который выражается, в частности, в непосредственной связи прогнозирования с планированием и управлением.(11)
1.3 Классификация методов прогнозирования
Методы прогнозирования
можно разделить на две группы.
Это эвристические методы, которые
основаны на преобладании интуиции, то
есть субъективных начал. Другую группу
образуют экономико-математические методы,
в которых превалируют
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.
Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.
Экономико-математические методы.
При использовании экономико-
Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления — начальный этап математического моделирования.
Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.
Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.
Метод сценариев — эффективное
средство для организации
Сценарий — это модель
будущего, в которой описывается
возможный ход событий с
Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, — это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.
Обычно наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.
Сценарии обычно представляют
собой описание событий и оценки
показателей и характеристик
во времени. Метод подготовки сценариев
вначале использовался для
Позже сценарное прогнозирование
стали применять в
Сценарии являются эффективным
средством преодоления
Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает:
- лучшее понимание ситуации, ее эволюции;
- оценку потенциальных угроз;
- выявление благоприятных возможностей;
- выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;
- повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.
Сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений как на предприятии, так и в государстве.
Планирование тесно связано с прогнозированием, разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании могут использоваться одни и те же методы или тесно взаимосвязанные методы.
1.4 Этапы социального прогнозирования
Работа над технологиями социального прогнозирования -- это комплексный процесс, состоящий из ряда самостоятельных технологических этапов. В современных условиях любой сотрудник социальной службы прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива (обслуживание одного клиента), так и прогноз развития деятельности социальной службы и всей социальной сферы. Прикладное значение социального прогнозирования состоит в том, что разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизировать и корректировать их.
Определить процент
Поэтапно процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:
1) выбор объекта социального
прогнозирования; это может
2) выбор направления
3) подготовка и обработка
информации по прогнозной
4) выбор способа прогноза,
одного из методов или
5) собственно прогнозное исследование;
6) обработка результатов,
анализ полученной информации
применительно к проблеме
7) определение достоверности прогноза.
Возможность дать оценку проведенному прогнозному исследованию предоставляется лишь по прошествии того отрезка времени, на которое был рассчитан данный прогноз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Под прогнозом понимается
система научно обоснованных
представлений о возможных
Прогноз выражает предвидение
на уровне конкретно-прикладной теории,
в то же время прогноз неоднозначен
и носит вероятностный и
Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
2. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.
Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Одним из важнейших видов
прогнозирования является социальное
прогнозирование - это предвидение
тенденций и перспектив возможного
развития социальных систем, объектов,
общественных явлений, процессов. Объектом
социального прогнозирования
Прогнозирование является составной
частью процесса разработки социального
проекта. В отрыве от проектирования
прогнозирование теряет свой практический
смысл. Социальное прогнозирование
позволяет учитывать различные
варианты движения и развития социальных
систем. Выработка верных прогнозов
позволяет сделать более
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. Е. Басовский «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - Учебное пособие: - М. ИНФРА-М,2007
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 1998. С. 379
3. Леонтьев В. Экономические эссе. С. 403
4. Романенко И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000 г. – 64 с.
Информация о работе Основные методы прогнозирования и типы социальных прогнозов