Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:28, реферат
Введение.
1. Основные черты средневековой философии.
2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм.
3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского.
Содержание:
Введение.
1. Основные черты средневековой философии.
2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм.
3. Человек и его
история в учениях А.
Введение
Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.
Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества.
Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются «купить» ее расположение и содействие. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог).
В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия. Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание истины, которая трактуется как откровение.
Центральными проблемами средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.
1. Основные черты средневековой философии
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э., в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения.
Наиболее яркими представителями
средневековой теологической
Можно выделить следующие
основные черты средневековой
- теоцентризм - главной
причиной всего сущего, высшей
реальностью, основным предмето
- изучению самого по
себе космоса, природы,
- господствовали догматы
(истины, не нуждающиеся в
- сглаживается противоречие
между материализмом и
- человек выделялся
из природы и объявлялся
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
Основополагающими догматами
средневековой философии и
Согласно догмату творения:
- Бог сотворил окружающий мир из ничего;
- творение мира есть результат акта Божественной воли;
- мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
- природа не может творить сама себя;
- единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
- Бог вечен, постоянен и все проникающ;
- подлинным бытием является только Бог;
- сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
- поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
- нет четкой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
- мир можно познать, только познав Бога;
- Бог недоступен для познания;
- несмотря на то, что
Бог непознаваем, Он Сам
- единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
- Бога можно познать
лишь сверхъестественным путем,
Особое место в средневековой
теологической философии
- окружающий мир всецело сотворен Богом;
- Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
- следовательно, окружающий
мир изначально наполнен
- зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
- поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
- в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
В отношении проблемы добра и зла теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.
Средневековая теологическая философия, в отличие от античной практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на:
- бытие (существование) – экзистенцию;
- сущность – эссенцию.
Экзистенция - бытие, существование показывает, есть ли вещь вообще, то есть существует или не существует.
Эссенция – сущность, характеризует вещь:
- что такое вещь?
- какая вещь?
- для чего она существует?
Античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, как единую сущность – бытие. Согласно теологической философии сущность может иметь место и без бытия, без существования. Чтобы стать существующим, сущность должна быть сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная сущность витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Существование может быть познано чувственными ощущениями, опытом, сущность же – только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
- сохранила и развила
ряд античных философских идей,
поскольку возникла на основе
античной философии
- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);
- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);
- пробудила интерес
к осмыслению исторического
- выдвинула идею оптимизма,
выразившегося в вере в победу
добра над злом и в
2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм
Центральными проблемами средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского. На его взгляды оказал сильное влияние Августин Блаженный. Как и Августин, Ансельм уверен в том, что разум не всегда способен обосновать истины веры, важнейшей его задачей Ансельм полагает доказательство существования Бога. Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех из них, существование Творца он доказывает, исходя из рассмотрения творений. Все творения отличаются друг от друга степенью овладения каким-то совершенством; вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства высшей степени.
В онтологическом доказательстве Ансельма ставится задача показать, что понятие бытия фактически, хотя и неявно, содержится в понятии «Бог». Бог - это то, больше чего ничего нельзя помыслить. Позже Николай Кузанский назовет его «абсолютным максимумом». Каждый человек, даже не верящий в Бога, понимает смысл этого слова, следовательно, понятие «Бог» есть в его понимании. Но оно не может быть только в разуме, т.к. источником разума является реальность, следовательно, Бог существует в реальности. Реально существующим быть больше, чем просто мыслимым и понимаемым, но не существуя, нельзя быть мыслимым. В данном доказательстве предполагается, что человек способен, не восходя постепенно по лестнице сотворенных существ (понятие Августина), соприкоснуться с первым Бытием; такое соприкосновение может произойти и в сфере мысли. Как и большинство христианских мыслителей, Ансельм полагал, что путь религиозного постижения Бога не тождественен интеллектуальной деятельности, но
не отказывал последней в способности идти по этому пути. Христианским философом, возвысившим разум до уровня веры в процессе богопознания и сформулировавшим развернутую систему доказательств бытия Бога, был Фома Аквинский. Фома Аквинский родился в 1225 году, умер в 1274. До сих пор во всех католических университетах его систему предписано преподавать как единственно истинную философию. Следовательно, его идеи имеют ценность не только архаико-историческую, а имеют современное звучание и остаются действенной силой формирования мировоззрения и мировосприятия людей. Благодаря его вниманию и следованию Аристотелю, последний становится для католической философии наивысшим авторитетом, критиковать который считается, чуть ли не богохульством. Именно такое значение аристотелевской философии побудило Ф.Бэкона написать свое сочинение «Новый органон», в котором он противопоставляет себя схоластической учености, основанной на логике Аристотеля.
Схоластика - это основное
направление средневековой