Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:19, реферат
Античная философия синкретична — это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос.
О том, что все
живое и мир вещей преходящи,
говорили многие поэты и философы.
Будда же логически обобщил эти
взгляды в доктрине непостоянства.
Его последователи развили ее
дальше - в теорию моментальности, согласно
которой все существующее не только
обусловлено и поэтому
Теория не существования души
Закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либо другое существо – одушевленное или неодушевленное – не исключаются, из сферы его действия. Большинство людей верит в то, что в человеке живет некая субстанция, называемая душой (атма), которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое.
В соответствии
со своей теорией обусловленного
существования и всеобщей изменяемости
Будда отрицает существование такой
души. Отрицая целостность идентичной
субстанции в человеке, Будда не
отрицает целостности потока последовательных
состояний, из которых образуется его
жизнь. Жизнь – это непрерывный
ряд состояний; каждое из них зависит
от предшествующих условий и, в свою
очередь, порождает следующее состояние.
Целостность эволюции жизни основана,
таким образом, на причинной связи,
охватывающей все стадии ее развития.
Целостность часто
объясняется с помощью
Таким образом, концепция души заменяется здесь концепцией непрерывного потока сознания. Поскольку данное состояние сознания получает в наследство свои характерные черты от предыдущего состояния, прошлое существует в настоящем. Память, таким образом, можно объяснить без допущения наличия души. Эта теория несуществования души играет весьма важную роль в понимании учения Будды. Он неустанно убеждает своих учеников отбросить заблуждения о самих себе.
Будда указывает, что те, кто страдает иллюзией о своем я, не знают своей собственной природы; однако они решительно протестуют против утверждения, что любят душу; они хотят сделать душу счастливой, достигнув спасения. Будда остроумно сравнивает это с любовью к самой красивой девушке страны, которую, однако, никто никогда не видел и не знал, а также с сооружением лестницы для подъема во дворец, которого человек никогда не видел.
Человек – это только условное название совокупности различных целостей: целого материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна), подобно тому как колесница – совокупность колес, осей, оглоблей и т. д. Существование человека зависит от этой совокупности, и когда она распадается, человек перестает существовать. Душа, или я, означает не что иное, как эту совокупность.
С психологической точки зрения, человек, воспринимающий извне и изнутри, может рассматриваться как совокупность пяти видов изменяющихся элементов:
форма, состоящая из различных факторов, которые мы воспринимаем в этом теле, имеющем форму
чувства удовольствия, страдания и безразличия
восприятие, включая понимание и наименование
предрасположение или стремление, порождаемые впечатлениями прошлого опыта
сознание самого себя
Позднее зародыши
философских теорий, содержавшиеся
в учении Будды, были развиты его
последователями в Индии и
вне ее, буддизм, который первоначально
был религиозно-этическим
Нигилистов (шунья-вадин, или мадхьямика)
Субъективных идеалистов (виджняна-вадин, или йогачара).
Критических реалистов, или представителей теории образа (бахьянумея-вадин, или саутрантика)
Непосредственных реалистов (бахьяпратьякша-ва-дин, или вайбхашика).