Основной вопрос и основные направления философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.

Содержание

Введение 3
Основной вопрос и основные направления философии 4
Понятие и стороны рассмотрения основного вопроса философии 4
Основные направления представляющие онтологическую сторону основного вопроса философии 5
Основные направления гносеологической стороны основного вопроса философии 8
Заключение 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Основной вопрос философии.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

      Введение

 

     Философия особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

     • основано на знании (а не на вере либо вымысле);

     • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

     • логично (имеет внутреннее единство и систему);

     • опирается на четкие понятия и  категории.

     Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью1.

     В данной работе будет рассмотренные особенности и сущность основного вопроса философии, и различные направления в области его рассмотрения. 
 

 

      Основной  вопрос и основные направления философии

     Понятие и стороны рассмотрения основного вопроса философии

 

     Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

     Важность  данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

     Материя и сознание (дух) — две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

     Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

     Суть  гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

     В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления —  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

     При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии  можно выделить такие направления, как:

     • объективный идеализм;

     • субъективный идеализм;

     • материализм;

     • вульгарный материализм;

     • дуализм;

     • деизм;

     гносеологической (познавательной) стороны:

     • гностицизм;

     • агностицизм;

     • эмпиризм (сенсуализм);

     • рационализм.

     Основные направления представляющие онтологическую сторону основного вопроса философии

     Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

     • материализм;

     • идеализм;

     • дуализм.

     Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

     Следовательно:

     • материя реально существует;

     • материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней  кто-либо или нет);

     • материя является самостоятельной  субстанцией — не нуждается в  своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

     • материя существует и развивается по своим внутренним законам;

     • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

     • сознание не является самостоятельной  субстанцией, существующей наряду с  материей;

     • сознание определяется материей (бытием).

     К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как  Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

     Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

     Слабая  сторона материализма — недостаточное  объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

     В материализме выделяется особое направление  — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

     Материализм как господствующее направление  философии был распространен  в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

     Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

     В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

     • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

     • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

     Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

     • реально существует только идея;

     • идея первична;

     • вся окружающая действительность делится  на "мир идей" и "мир вещей";

     • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

     • "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

     • каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля  и т. д.);

     • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

     • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

     В противоположность объективным  идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

     • все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

     • идеи существуют в разуме человека;

     • образы (идеи) материальных вещей также  существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

     • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

     Слабая  черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и  превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

     Идеализм  как философское направление  господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время  широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

     Наряду  с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения дуализм, деизм.

     Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

     • существуют две независимые субстанцииматериальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

     • все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

     • в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

     • материя и сознание (дух) — две  противоположные и взаимосвязанные  стороны единого бытия;

     • основного вопроса философии (что  первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

     (преимущественно  французские просветители XVIII в.) признавали  наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание)2.

     Основные направления гносеологической стороны основного вопроса философии

 

     Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

     • эмпиризмом (сенсуализмом);

     • рационализмом.

     Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

     Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

     Основоположником  рационализма (от лат. ratioразум) считается Р. Декарт.

     Основная  идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

     В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

     С гносеологической стороной основного  вопроса философии связаны понятия  гностицизма и агностицизма.

     Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

     • мир познаваем;

     • возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

     • мир непознаваем;

Информация о работе Основной вопрос и основные направления философии