Основной вопрос философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:09, реферат

Описание работы

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТРАДИЦИОННАЯ ТРАКТОВКА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ………………4
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ: МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ…………5
3. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ.....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 31.74 Кб (Скачать)

     Греческая философия зарождалась и развивалась  как философия природы.

     Так же, как и восточные мудрецы, античные мыслители были озабочены истоками сущего. С момента зарождения древнегреческой  философии они искали первопричину всего сущего в реальной действительности, определяя ее как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое всем управляет - апейрон (Анаксимандр.).

     Отвечая на главный философский вопрос того времени - "что есть все?", Пифагор говорит, что "все есть число". Гераклит учит, что "мир не создан никем из богов и никем из людей, а был и будет вечно живым огнем". Ксенофан полагал, что Земля появилась из моря. Левкипп и Демокрит первоначала сводили к атомам.

     В отличие от античной философии в  средневековой философии высшей реальностью признается не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее о творящее все сущее.

     Эпоха Нового времени привнесла более  глубокое содержание в понимание  проблемы бытия, выделив такие философские  категории, как "субстанция" (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая). Р. Декарт под субстанцией имел в виду Бога. Но он разделил мир, созданный Богом на два рода субстанций - духовную и материальную. Б. Спиноза противопоставлял принципу дуализма Декарта принцип монизма. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую субстанцию. Он утверждал, что существует единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

     XX в. предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

     2. Гносеология - наука о познании (от лат. "gnosis" - знание, "logos" - учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности.

     Например, в эпоху античности Ксенофан считал, что "ничего нельзя знать достоверно!". Именно он впервые осуществил разделение видов знания, сформулировал проблему соотношении "знания по мнению" и "знания по истине". По его мнению показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение и "людям не истина, а лишь мнение доступно".

     Парменид  и Эмпедокл провозглашают главенствующую роль разума в познании. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом  обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый  источник и основу познания.

     Сократ  прославился как один из родоначальников  диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. По Эпикуру же, например, знание начинается с чувственного опыта, но чувственный  опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных  смысловых структур. "Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть подлинное знание".

     В период средневековья основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Будучи в принципе недоступным для познания, христианский Бог все-таки открывал себя через Откровение, которое зафиксировано  в Библии. В начале формирования христианства была провозглашена враждебность к знанию. Затем Августин Блаженный  выдвинул идею о тождестве веры и  знания, но господствующее положение  оставалось все-таки за откровением. Затем  стала утверждаться рационалистическая тенденция. Впоследствии Фомой Аквинским  была предпринята попытка примирить  оба взгляда на связь разума и  веры. Его идея заключалась в том, что вера не только не противоречит знанию, но и помогает в его познавательной деятельности. В период упадка средневековой  схоластики вера и разум оказываются  независимыми областями и различия между ними настолько радикальны, что никогда не могут быть преодолены.

     В эпоху Нового времени Ф. Бэкон  в своих исследованиях вступил  на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость  наблюдений и опытов для обнаружения  истины. По Т. Гоббсу, познание начинается с чувственности, Б. Спиноза же стоял  на почве рационализма. Г. Лейбниц предпринял попытку найти компромисс между рационализмом и эмпиризмом.

     3. Философская антропология - философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования человека как носителя особого рода реальности.

     Например, в период античности Платон говорил, что душа человека получила свое начало не в земном, а в высшем мире, и обличенная в земную плоть она приобретает множество всяких зол. По Платону чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. "Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души устремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым".

     В основе средневековой антропологии лежали религиозные по своей сути установки: Бог создал человека и  определил нормы его поведения. Антропология в Средние века опиралась  на 4 христианских догмата: творение, грехопадение, искупление и воскресение.

     Например, Августин Блаженный утверждал, что  человек - это душа, которую вдохнул  в него Бог. Тело - презренно и греховно. Человек полностью зависит от Бога, он несвободен и неволен ни в чем.

     В период эпохи Возрождения на первый план выходят антропоцентрические  мотивы, то есть человек - центр вселенной. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. Активная творческая деятельность человека выступает как главный фактор самореализации личности, ее свободу, индивидуальность.

     В эпоху Нового времени, по мнению Г. Лейбница высшей ценностью выступает человек, который по своей сути свободен и  равен Богу, являясь в то же время  маленьким звеном в величественном механизме природы.

     4. Праксиология - один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности. В онтологии деятельность - способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории познания материальная чувственно-предметная деятельность, то есть практика, определяется как основа познания и важнейший критерий истинности наших знаний.

     5. Аксиология - особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от греч. "axios" - ценности, "logos" - знание).

     Ценности  имеют большое мировоззренческое  значение. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное  значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в  сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. А утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности - важнейший системообразующий фактор культуры.

 

Заключение

 

     Мною  были рассмотрены фундаментальные  философские проблемы, к которым  люди возвращались вновь и вновь  в попытках по-новому переосмыслить  себя, окружающий мир и свое место  в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени  и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе  эти вопросы относятся к числу "вечных", то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления.

 

Список литературы

 
  1. Алексеев  П.В. История философии: учеб. - М.: Проспект, 2008.
  2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
  3. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003
  4. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999.
  5. Нижников С.А. Философия: учеб. - М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.
  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008.

Информация о работе Основной вопрос философии