Основной вопрос философии. Понятие о методе. Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Философия прошла сложный путь борьбы за свою эмансипацию. Освобождение от пут мифологии в значительной мере способствовало выявлению специфики философского знания. Наука, с одной стороны, дала возможность сформулировать не умозрительные, а научные мировоззренческие и методологические установки, но с другой – еще острее ставила вопрос о специфике философского знания, соотношении философии и науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3

1.Философия и наука……………………………………………………..…..4
2.Основной вопрос философии…………………………………………..….7
3.Понятие о методе. Диалектика и метафизика……………………….…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

к.р. по философии (Автосохраненный).docx

— 28.81 Кб (Скачать)

    Методом, в корне противоположным  материалистической диалектике, является  метафизика.

    Метафизический метод подхода  к явлениям возник сначала  в естествознании, а в XVII – XVIII веках получил распространение и в философии. Метафизика того времени отрицала развитие, возникновение нового, а движение понимала как простое перемещение тел в пространстве. В настоящее время, после века величайших социальных преобразований и грандиозной научно-технической революции, прямо отрицать развитие стало невозможно, поэтому современная метафизика пошла по пути искажения существа развития. Она понимает развитие только как количественное увеличение или уменьшение, как простое повторение уже имеющегося, без возникновения нового, отрицает внутренние противоречия как источник развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Поскольку философия выступает  в качестве специфической формы  общественного знания, на нее  не следует переносить представления, характеризующие способы организации специальных научных дисциплин. Если наука фиксирует в структуре знания такие стороны действительности, то в философии мы сталкиваемся с иной ситуацией: здесь реальностью, анализируемой философией, выступает не действительность, как она задана относительно объективных способов ее расчленения, а формы и способы ее отражения в сфере сознания, культуры. Философия, будучи сферой истолкования фундаментальных структур, сама нуждается в выявлении и осознании тех оснований, которые выступают исходными принципами ее интерпретаций – это по своему характеру есть рефлексия второго уровня. Таким образом, наука выступает как теоретическое освоение объективной реальности, а философия – как осознание форм и способов этого освоения.

    Итак, выявление специфики философского  знания оказывается тесно связанным  с проблемой определения предмета  философии. Относительно предмета  философии существуют различные  точки зрения, и это, с одной стороны, свидетельствует о наличии творческой атмосферы при обсуждении проблемы, а с другой – не способствует выработке уважительного отношения к области знания, оказывающегося не в состоянии определить свой собственный предмет достаточно однозначно. Сложились разные позиции при выявлении предмета философии, каждой из которых можно сделать обоснованное возражение.

    Одна из наиболее распространенных  точек зрения заключается в  представлении предмета философии  по аналогии с предметом науки,  через выделение определенной  стороны действительности, а именно  через определение философии  как науки о наиболее общих  закономерностях развития природы,  общества и человеческого мышления.

    Другая точка зрения заключается  в выделении предмета философии  через перечисление круга вопросов, относящихся к философии. В  этом случае происходит отказ от выделения предмета философии по аналогии с наукой, как в первом случае. Здесь предмет понимается как совокупность обсуждаемых вопросов. Чаще всего, говоря о предмете философии в этом смысле, подразумевают человека и его место в мире.

    Если первые две точки зрения  связаны с представлением философии  как некоторой области знания  с позиции «о чем она», то  третья точка зрения представляет  собой попытку выделить предмет  философии по аналогии с инженерной  деятельностью, то есть с позиции  «для чего она». Эта позиция  во многом ассоциируется с  мыслью В.И. Вернадского о том,  что XX век все больше будет определять становление наук не по формам движения материи, а по задачам, проблемам. В этом случае предмет философии ассоциируется с неспецифической задачей, то есть философия представляется как руководство к действию в нетривиальных ситуациях. Однако недостаток третьей точки зрения заключается в том, что в данном случае философия берется лишь в ее методологической функции, а мировоззренческие, ценностные же моменты оказываются нивелированными.

    Можно назвать еще одну точку  зрения на предмет философии:  основная задача философии заключается  в построении и анализе аксиологических и гносеологических оснований человеческой деятельности. Речь идет о конечных основаниях человеческой деятельности, исходных ценностных  установках, исходных основаниях познания, возникающих в качестве средств, обеспечивающих человеку свободу, формирующих его как личность, способную к рациональному обоснованному действию. Данная позиция снимает недостатки предыдущих, однако не закрывает вопрос о предмете философии, поскольку и в этом случае остается не вполне ясным, каким образом можно интегрировать в рамках данного предмета все традиционные формы философского знания.

     
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. – М.: 1990.
  2. В.Г. Афанасьев. Основы философских знаний. – М.: «Мысль», 1987.
  3. Гончар Л.Ф.. Философия: Учебное пособие. Ч.1. – М.: МГИУ, 2000 – 384с.
  4. Диалектический материализм. Учеб. пособие. Под ред. А. П. Шептулина. М., «Высш. школа», 1974.
  5. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
  6. Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.
 
 
 

   

    

Информация о работе Основной вопрос философии. Понятие о методе. Диалектика и метафизика