Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:43, реферат
В своих ранних работах (из которых наиболее известная «Доказательства и опровержения») Лакатос предложил вариант логики догадок и опровержений, применив ее в качестве рациональной реконструкции развития знания в математике XVII—XIX вв. Уже в этот период он четко заявил о том, что «догматы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики... История математики и логика математического открытия, т. е. филогенез и отнтогенез математической мысли не могут быть развиты без критицизма и окончательного отказа от формализма».
1. Основная идея концепции Лакатоса и ее цель.
2. Наука, теория, методология. Недопустимость абсолютизации и субъективизации методологии.
3. «Логика открытия» и ее четыре формулы. Односторонность априоризма и антитеоретизма.
4. Социально-культурный фон научной методологам.
5. Реальная история науки как «пробный камень» ее рациональной реконструкции.
6. Ограниченность рациональной реконструкции истории науки.
7. Научно-исследовательская программа.
8. Эффективность программы.
9. Позитивная и негативная эвристика.
10. Литература.
7.
Научно-исследовательская
«Научно-
Структура
программы: согласно Лакатосу, каждая
научно-исследовательская программа,
как совокупность определенных теорий,
включает в себя: а) «жесткое ядро» — целостная
система фундаментальных, частнонаучных
и онтологических допущений, сохраняющаяся
во во всех теориях данной программы; б)
«защитный пояс», состоящий из вспомогательных
гипотез и обеспечивающий сохранность
«жесткого ядра» от опровержений; он может
быть модифицирован, частично или полностью
заменен при столкновении с контрпримерами;
в) нормативные, методологические правила-регулятивы,
предписывающие, какие пути наиболее перспективны
для дальнейшего исследования («положительная
эвристика»), а каких путей следует избегать
(«негативная эвристика»).
Рост
зрелой науки — это смена непрерывно
связанных совокупностей
Характеризуя
научно-исследовательские
Особое внимание следует обратить на мысль Лакатоса, что некоторые величайшие научно-исследовательские программы «прогрессировали на противоречивой основе». В этой связи он ссылается на Н. Бора, который, как известно, в своем принципе дополнительности сумел выразить некоторые реальные диалектические противоречия микрообъектов. Можно без преувеличения сказать, что идея о выявлении и «снятии» (т. е. разрешении, а не устранении) возникающих в теории противоречий свидетельствует о сильной «диалектической струе» в концепции Лакатоса о природе научного метода.
На этой стороне его концепции следует остановиться — вследствие ее важности для нашей темы — несколько подробнее. Прежде всего он подчеркивает, что тщательный анализ истории программы Бора — «поистине золотое дно для методологии: ее изумительно быстрый прогресс — на противоречивых основаниях (выделено мною. — В. К.) — потрясает, ее красота, оригинальность и эмпирический успех, ее вспомогательные гипотезы... беспрецеденты в истории физики».
Почему такая высокая оценка Лакатосом программы Бора как «поистине золотого дна для методологии?». До потому, что Бор зафиксировал в действительности, выразил в теории и разрешил с помощью принципа дополнительности диалектическое противоречие, подтвердив тем самым и известный афоризм Гегеля: «Смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».
Именно
Бор в своей новой квантовой
теории обнаружил «вопиющие
Для чего выявленнному в знаниях противоречию нужно устроить «временный карантин»? Да для того, чтобы без спешки и суеты выявить природу данного противоречия: «логическое» оно (путаница, непоследовательность мышления и др.) или диалектическое, т. е. выражение реально существующего противоречия. Более того, Ла-катос подчеркивает мысль Бора о том,, «что противоречия в основаниях исследовательской программы могут и даже должны быть возведены в принцип, что такие противоречия не должны слишком заботить исследователя, что к ним можно просто привыкнуть... Однако непротиворечивость... должна оставаться важнейшим регулятивным принципом... обнаружение противоречий должно рассматриваться как проблема. Причина проста. Если цель науки — истина, наука должна добиваться непротиворечивости; отказываясь от непротиворечивости, наука отказалась бы и от истины».
Итак, от формально-логических противоречий и непротиворечивости (не отказываясь от них, и не «отметая» их до выяснения их природы) к обнаружению и разрешению диалектических противоречий («противоречий-проблем») с помощью разработанных Бором принципов дополнительности и соответствия. Оказались «незатронутыми» и «интересы обеих логик»: одна (формальная) «занималась» «логическими» противоречиями; другая — диалектика — диалектическими, чтобы не «предаваться методологическому пороку», соглашаясь только с формально-логическими противоречиями.
Лакатос как честный и объективный методолог науки, хорошо разбиравшийся в ее проблемах, прозорливо «усмотрел», что Бор, учитывая специфику новой квантовой теории, не мог «любой ценой» добиваться непротиворечивости новых знаний. В этом случае квантовая механика, «соблюдая непротиворечивость», оказалась бы вдалеке от истины.
Гениальность
Бора, согласно Лакатосу, в конечном итоге
и состояла в том, что «в этой новой теории
(воровской квантовой механике после 1925
г. — В. К.) пресловутый «принцип дополнительности»
Бора возвел (слабое) противоречие в статус
фундаментальной и фактуально достоверной
характеристики природы и свел субъективистский
позитивизм с аналогичной диалектикой
и даже философией повседневного языка
в единый порочный альянс»1. Так успешно
была выражена в теории и разрешена такая
«фундаментальная и фактуально достоверная
характеристика природы» как ее реальная
противоречивость.
8.
Эффективность программы.
Относительно данного параметра последней Лакатос замечает, что, во-первых, ученый не должен отказаться от исследовательской программы, если она работает неэффективно: такой отказ не является универсальным правилом.
Во-вторых, он высказывает мысль и том, что «методология исследовательских программ могла бы помочь нам сформулировать законы, которые стали бы на пути у истоков интеллектуальной мути, грозящей затопить нашу культурную среду еще раньше, чем индустриальные отходы и автомобильные газы испортят физическую среду нашего обитания».
В-третьих, Лакатос считает, что понимание науки, как поля борьбы исследовательских программ, а не отдельных теорий, предполагает новый критерий демаркации между «зрелой наукой», состоящей из исследовательских программ и «незрелой наукой», состоящей из «затасканного образца метода проб и ошибок».
В-четвертых,
«мы можем оценивать
9.
Позитивная и негативная
Выше этот вопрос уже затрагивался, здесь сделаем некоторые добавления. В одном из своих определений эвристика понимается как метод, или методологическая дисциплина, предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности. Область эвристики включает в себя неточные методологические регулятивы, а ее главная проблема — разрешение возникающих в науке противоречий. Эвристические (творческие) методы решения задач обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели.
С точки зрения Лакатоса и некоторых других западных методологов, эвристике свойственны догадки, ограничение объема поиска посредством анализа целей, средств и материалов, попытки интеграции мышления и чувственного восприятия, сознания и бессознательного. «Программа складывается из методологических правил: часть из них — это правила, указывающие, каких путей исследования нужно избегать (отрицательная эвристика), другая часть — это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положительная эвристика)».
При этом Лакатос считает, что, во-первых, «положительная эвристика исследовательской программы также может быть сформулирована как «метафизический (т. е. философский. — В. К.) принцип». Во-вторых, «положительная эвристика является, вообще говоря, более гибкой, чем отрицательная». В-третьих, необходимо «отделить «твердое ядро» от более гибких метафизических принципов, выражающих положительную эвристику». В-четвертых, «положительная эвристика играет первую скрипку в развитии исследовательской программы». В-пятых, «положительная и отрицательная эвристика дают вместе примерно (неявное) определение «концептуального каркаса» (и, значит, языка)»1.
Таким
образом, положительная эвристика
— это методологические правила,
способствующие позитивному развитию
научно-исследовательских
Отрицательная
эвристика — это совокупность
методологических правил, ограничивающих
множество возможных путей
Литература.
Информация о работе Основная идея концепции Лакатоса и ее цель