Определение судьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:11, реферат

Описание работы

Каждый из нас сталкивался с ситуациями, которые идеально подходят под определение: “Это судьба!”. Чаще эти ситуации складываются неожиданно. Но случается так, что мы долго готовимся к чему-то важному, а когда оно происходит, думаем: “Да, ничего не поделаешь, это судьба!” Но, что мы подразумеваем под этими словами? Далеко не все знают, что таится под понятием ”судьба”. А ведь судьба — это не только любимый человек или встреча старого приятеля, а гораздо больше. Многие считают, что полностью полагаться на судьбу не рационально. Но разве каждый из нас, хотя бы раз в жизни, не сталкивался с тем, что не мог найти иное объяснение происшедшему иначе, чем списать ситуацию на проделки мифической "судьбы"?

Работа содержит 1 файл

Понятие судьб1.docx

— 20.24 Кб (Скачать)

Понятие судьбы

Каждый из нас  сталкивался с ситуациями, которые  идеально подходят под определение: “Это судьба!”. Чаще эти ситуации складываются неожиданно. Но случается так, что  мы долго готовимся к чему-то важному, а когда оно происходит, думаем: “Да, ничего не поделаешь, это судьба!”  Но, что мы подразумеваем под этими  словами? Далеко не все знают, что  таится под понятием ”судьба”. А  ведь судьба — это не только любимый  человек или встреча старого  приятеля, а гораздо больше. Многие считают, что полностью полагаться на судьбу не рационально. Но разве  каждый из нас, хотя бы раз в жизни, не сталкивался с тем, что не мог  найти иное объяснение происшедшему иначе, чем списать ситуацию на проделки мифической "судьбы"?

Судьбу  боятся (“от судьбы не уйдешь”), с  ней советуются, ее презирают, но вряд ли был на Земле человек, который  рано или поздно, пусть в какие-то переломные периоды своей жизни, не задумывался о счастливой или  несчастной своей судьбе, о цели и смысле жизни, выполненном или  невыполненном.

Без мифа о судьбе не могла бы сохранить  свое влияние ни одна религия с  момента возникновения первых верований  в потусторонний, сверхъестественный мир и до наших дней.

Термин  “судьба” — неизменный атрибут  любой религии, синоним мистического предопределения жизненного пути человека. Он прочно укоренился в народном миросозерцании, в фольклоре, в живом народном языке. Религиозная вера в божественное предначертание жизни человека, говорит  о том, что человек сам творит свою судьбу. Судьба, в мифологии, в  иррационалистических философских  системах, а также в обывательском  сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков  человека. [10]

Все толковые словари русского языка подчеркивают общий корень слов “судьба” и “суд”. Так, например, в Толковом словаре великорусского языка В. Даля слово “судьба” отдельно не выделено, оно находится в сочетании слов, производных от слова “суд”, и толкуется как “суд, судилище, судбище, и расправа”. Такое происхождение этого термина не случайно: и сам человек, и окружающие его люди, говоря о судьбе, обсуждают, судят итоги жизненного пути индивида, оценивают его жизнь.

Понятие “судьба” весьма многозначны. Академический Словарь современного русского литературного языка выделяет следующие его основные значения: во-первых, стечение обстоятельств, стихийный, не зависящий от воли человека ход событий, удача, неожиданные удары, предназначение; во-вторых, доля, участь, жизненный путь; в-третьих, история существования чего-нибудь, будущее данного объекта.

Известно, что само греческое слово “мойра”, обозначавшее и судьбу и ее вершительниц — трех мойр, буквально переводится  как “доля”, доставшаяся участнику  пиршества за столом или при дележе туши убитого животного. Это толкование полностью совпадает с одним  из смысловых значений слова “судьба” в современном русском языке. [10]

Задумываясь над вопросами о своем месте  в мире, о границах своей свободы, человек может дать три возможных  ответа.

Во-первых, все действия человека заранее более  или менее жестко предопределены некой вне нас находящейся, высшей силой, которую называют богом, судьбой  мировой волей, абсолютной идеей  и так далее, или от века существующим непознаваемым законом (логосом). В  этом случае никакой свободой человек  не обладает и оказывается игрушкой, марионеткой в руках таинственной силы, как бы ее ни называли.

Во-вторых, человек полностью свободен. Его  действия и поступки, начиная от простейших актов бытового поведения  и кончая крупнейшими историческими  акциями, решающими судьбу стран  и народов, зависят целиком и  полностью от его собственной  воли. В этом случае история не более  чем цепь случаев, предвидеть которые  невозможно.

В первом и во втором случае человек находится  целиком и полностью во власти судьбы. Только в первом случае судьба предстает в виде надмировой, мистической силы (фатализм), а во втором сводится к непредсказуемой воле случая (волюнтаризм), ибо воля правителя, монарха, полководца и так далее определяет ход мировой истории. Абсолютная свобода есть полное отрицание свободы.

В-третьих, жизнь людей и общества в целом  направляется некой от них не зависящей  силой, но человек в той или  иной степени способен познать ее и повлиять на нее.

Судьба  предопределяется мойрами, однако они  дают возможность душе умершего тянуть жребий и тем самым выбирать путь своей будущей жизни. Но после этого выбора души пьют воду из реки Забвения и перестают помнить свою прошлую жизнь и сделанный ими выбор. Не раз на продолжении своей жизни человек переживает состояния, когда невидимые нити тянут его то в одну, то в другую сторону.

Судьба  человека тысячами нитей связана  с судьбой его народа, и вместе с тем это именно его судьба (и никого другого) индивидуальная судьба. Она и зависит и не зависит  от человека. В одной и той же исторической ситуации, в одних и  тех же социальных условиях одни люди ведут себя как герои, а другие — как трусы.

Понятие кармы

Слово “карма” буквально означает “действие”, “поступок”, но также несёт такой  смысловой оттенок, как “судьба” и “фортуна”. Это вполне обосновано, потому что именно наши поступки определяют нашу дальнейшую судьбу. Кратко суть закона кармы можно выразить известной пословицей: “Что посеешь, то и пожнёшь”. Это не религия и не предрассудок, а здравый смысл и практический опыт нашей повседневной жизни. [1]

В физике закон кармы известен как третий закон Ньютона, смысл которого заключается  в том, что “любое действие имеет  противодействие”. Наука оперирует  в данном случае только объектами, состоящими из грубой материи: шар, машина и так  далее. Но Веды говорят, что не только действия человека на грубом физическом плане приносят аналогичные последствия  с противоположным знаком, но также  наши слова и мысли, которые имеют  определенную психическую энергию, также вернутся к нам через  некоторое время. Это может быть через минуту, через час, день, год  или, даже, в следующей жизни.

Карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все индийские религиозно-философские системы, является существенной частью индуизмабуддизма и джайнизма. [9]  

В широком  смысле карма — это общая сумма  совершенных всяким живым существом  поступков и их последствий, которые  определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. В узком смысле кармой, называют вообще влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях  карма предстаёт как невидимая  сила, причём лишь общий принцип  её действия полагается ясным, внутренний же механизм её остаётся совершенно скрытым. Карма определяет не только благоприятные  или неблагоприятные условия  существования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье  — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и  т.д.), но, в конечном счёте, — прогресс или регресс по отношению к  главной цели человека — освобождению от пут “профанического” существования и подчинения законам причинно-следственных связей. В отличие от понятия судьбы или рока, существенным для понятия карма является его этическая окрашенность, поскольку обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер возмездия или воздаяния за совершенные поступки (а не воздействия неотвратимых божественных или космических сил). [1]

В повседневной реальности наши поступки имеют определенные последствия — причина и следствие  всегда заключены в действии. Мы не имеем полного знания в силу ограниченности нашего разума и не всегда понимаем, какими будут результаты наших действий. Но, по крайней мере, мы можем быть уверены в том, что всё происходящее сейчас является результатом чего-то происшедшего в прошлом, а также повлияет на будущее. С материалистической точки зрения причина и следствие преследуют нас в течение жизни в этом теле, но всё прекращается, как только наступает смерть. Человек умер — и цепь поступков и их следствий кончается. [5]

Ведическое  учение, оставленное нам великими мудрецами древности, продвигает это  понятие на ступень выше. Цепь поступков  и их следствий тянется не только в этой жизни, она продолжается из прошлой жизни и из целой последовательности прошлых жизней.

Душа  рождается именно в этом конкретном теле из-за своей прошлой кармы, из-за своих прошлых поступков. В каком  теле она воплотится в следующей  жизни, зависит от кармы этого  живого существа. Его теперешние действия, сложенные с общей суммой прежних  поступков, предопределяют направленность сознания в момент смерти, что и  задаёт будущие место, время и  форму рождения. Более того, живое  существо может странствовать не только из одного человеческого тела в другое, но также опускаться до уровня формы тела животного или  растения. В этих более низких формах существования рождение и смерть также имеют место — сознание входит в тело, остаётся в нём некоторое время, а затем покидает его, чтобы принять новое. Безусловно, почти невозможно подсчитать количество форм жизни, существующих во вселенной. В Бхагавад-Гите говориться, что всего существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни, начиная от крошечных насекомых и бактерий и кончая человеком и полубогами, жителями высших планетных систем, ответственных за управление природными процессами. [11]

По индийской  трактовке Карма - это “Исполнительный  закон вселенной”. Карма является законом, который дает множество  шансов и вариантов для исполнения закона Тхармы. Это значит, что у каждого есть свой путь “Трахма”, от которого, как не уклоняйся, не уйдешь. Карма дает разные варианты (дороги) прохождения своего пути, к цели, которая нам в свое время тоже была предопределена. Таким образом, каждый человек имеет свой путь, предначертанный свыше. [2]

В Карме действует  очень простой и хорошо знакомый нам закон: “Что посеешь, то и пожнешь”, то есть, все, что выпадает на нашу долю, мы вызываем сами, своими действиями. Из этого можно сделать вывод: не бывает ситуаций хороших или плохих, важно, как мы на них реагируем. Карму  можно назвать испытывающей нас  судьбой. Она может выражаться и  в проблеме на работе и даже появиться  в облике шкурки от банана, на которой  предстоит поскользнуться. Из испытаний  и проблем необходимо извлекать  уроки, получать опыт их решения. Проблема никуда не денется, пока мы не извлечем урок. Эти тезисы родились в Древней  Индии и актуальны до сих пор. Нужно помнить, что в нашей  жизни ничего не происходит случайно. Кроме того, судьба никогда не посылает испытания, которые мы не смогли бы вынести. Судьба дает нам испытания  для того, чтобы мы могли бесконечно совершенствоваться, и дошли до нашей  цели сильными, закаленными и уверенными в себе. Попробуйте припомнить все значимые события в вашей жизни, и вы увидите, что просто так ничего не случалось. Очень важно понимать, что все происходит в свое время, а нам остается только ждать подходящего момента для начала действий. Ведь рассвет не возможен в полночь, нужно дождаться 6 часов утра. Но можно зажечь свечу, которая немного развеет темноту, а потом взойдет солнце.

Информация о работе Определение судьбы