Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:23, контрольная работа
В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества.
Общество как предмет философского анализа……...………………….. 1
Природа и общество………………………………………………………6
Проблема происхождения человеческого общества……………………8
Понятие общества. Общество как целостная система………………….11
Типы деятельности и подсистемы общества……………………………13
Идея гражданского общества…………………………………………….15
Общество и человечество…………………………………………………19
Литература………………………………………………………………….20
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский
национальный исследовательский
политехнический университет»
Контрольная работа по теме:
Общество
как предмет философского
анализа
Пермь 2012
Содержание
Литература……………………………………………………
1.Общество как предмет
философского анализа.
В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие “общественных отношений” встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер(производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.).
В философии общественные
Базис и надстройка являются понятиями исторического материализма. Они обозначают общественные отношения исторически определенного общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. Историческое изменение базиса вызывается и обуславливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.
Из всех общественных
В связи с усложнением
Общественные отношения носят
во многом объективный
Все, что существует в обществе
( производство материальных и
духовных ценностей, их
Деятельность людей и их
Вопрос о соотношении
2. Природа и общество
Что такое система? Общество и природа как элементы системы. Если принять во внимание происхождение слова "общество", становится необходимым для его подробной характеристике ввести в употребление понятие "системы" и рассмотреть общество с точки зрения системного подхода.
Система (от греческого "systema") - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.
Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе. Системой
является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого являются общество и природа.
Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь
друг с другом.
Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как:
* оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека),
* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья),
* темпы
и особенности его развития
во многом определяются
(Древние цивилизации Востока (древний Египет, цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек, климат засушливый, необходимы эригационные оросительные системы. Огромные трудозатраты и поэтому всегда сильное деспотическое начало.)
Общество
вместе с тем оказывает
* оно
вырабатывает различные
* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития), следствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными).
В Голландии очень мало было плодородной земли, землю постоянно затапливало. Голландцы создали сеть плотин, осушительных каналов, за счет этих
сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования.
Было создано искусственное Рыбинское водохранилище, затопили села, деревни и пойменные луга. Сейчас там плохая экология и гниет все то, что находится под водой - отрицательное воздействие на природу.
Становится
ли общество по мере своего развития более
свободным, более независимым от природы?
Еще недавно ответ мог быть только положительным
- человек рассматривался как существо,
способное подчинить, покорить себе природу
(по принципу: «Мы не можем ждать милости
от природы, взять их у природы - наша задача").
Сегодня очевидно, что общество
не может быть от природы независимым.
В чем-то мы в современном мире зависим
от природы больше, чем когда-либо. Имеется
в виду то обстоятельство, что общество
стоит сегодня перед экологической
катастрофой, созданной хищническим,
потребительским отношением к природе.
Исчерпание природных ресурсов, их
загрязнение ставит перед человеческим
обществом задачу выживания, сохранение
рода человеческого. В этой связи нужно
упомянуть, что ООН в 1992 году приняла концепцию
устойчивого развития, обязательную для
всех государств и исходящую из необходимости
обеспечить такое развитие общества, которое
позволило бы сохранить природный мир
и обеспечить выживание человечества.
3. Проблема происхождения человеческого общества.
Информация о работе Общество как предмет философского анализа