Общественное сознание и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания………………………………………………..………...4
Понятие общественного сознания………………………………………...4
Относительная самостоятельность общественного сознания…………..7
Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология………………………..
Структура общественного сознания……………………………………....9
Теоретическое и обыденное сознание…………………………………….9
Общественная психология и идеология…………………………………13
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 37.64 Кб (Скачать)

     Нисколько не принижая возможные  высоты человеческого духа, можно  сказать, что подавляющее большинство  народа любого государства, а  следовательно, человечества, пожалуй,  больше интересует то, что может  быть полезным и надежным именно  в обыденной жизни: ведь делами  науки, философии, искусства, политики  занимается относительно небольшой  процент людей в любом обществе. Кроме того, и они большую часть  своего времени так или иначе живут в стихии обыденной жизни, оперируя житейскими понятиями и представлениями, опираясь на логику здравого смысла. «Обыденный» вовсе не значит «обывательский» или «неполноценный»; в этом понятии отражен объективно существующий и необходимый, наполненный жизненным содержанием уровень общественного сознания, который, безусловно, имеет свои определенные «минусы», но в нем и свои «плюсы». Так, в противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровня обыденное сознание обладает таким не свойственным теоретическим формам сознания, качеством, как полнота и цельность жизнеощущения.

     Цельность сознания – это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно. Но нельзя даже будучи высококвалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо синтетически-цельным, пусть даже обыденным, воззрением на жизнь. В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт.

     Кроме того, обыденное сознание  ближе, чем его теоретические  формы к непосредственной действительности, поэтому в нем полнее отражена  специфика ситуации со всеми  ее конкретными деталями и  смысловыми нюансами. Опыт обыденного  сознания – это то богатство,  из которого черпают свое содержание  частные науки, философия и  искусство.

      Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но этим вовсе не принижается его значение, не отрицается его необходимость для повседневной жизни. Речь идет лишь о том, что если с позиции обыденного сознания, в котором отражается действительность на ее эмпирическом уровне, рассматриваются те вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. Важно, чтобы общественная наука оставалась на теоретическом уровне, чтобы ее понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, в ином случае она теряет свой научный статус. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общественная психология и идеология

     Общественное сознание представляет  собой очень сложное в структурном  отношении образование.

     Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытнообщинный строй) имеет два уровня:

    • психологический;
    • идеологический.

         Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т.д.).

         Идеология есть система теоретических  взглядов, отражающая степень познания  обществом мира в целом и  отдельных его сторон, и как  таковая она представляет более  высокий по сравнению с общественной  психологией этаж, уровень общественного  сознания – уровень теоретического  отражения мира. Нет идеологии  индивидуальной, она всегда носит  общественный характер.

         Соотношение между общественной  психологией и идеологией предопределено  тем, что первая является эмоциональным  чувственным, а вторая – рациональным  уровнем общественного сознания.

         Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных сторонах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других.

         Примерно те же основания лежат  в основе разграничения идеологии  и общественной психологии. Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознания доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Она характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне общественного сознания, взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают друг в друга.

         Общественная психология с ее  эмоциональной окрашенностью играет  очень важную роль в общественных  движениях, побуждая людей к  различного рода действиям.

         Общественная психология тесно  связана с идеологией, которая  относится к высшему уровню  общественного сознания, представляя  собой систематизированное, теоретически  обоснованное духовное выражение  коренных интересов различных  социальных групп общностей.  Идеология – сложное духовное образование, включающее в себя  определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии идеология не возникает из повседневной деятельности людей, а создается идеологами , социальными мыслителями, политиками.

         Следует различать идеологию  прогрессивную и консервативную, реакционную, идеологию научную,  относительно истинную, и ненаучную,  иллюзорную. Характер идеологии,  ее роль в обществе зависят  от того, чьим социальным интересам  она соответствует, как соотносится  она с объективными потребностями  общественного развития.

         Конечно, вряд ли когда-либо  существовала идеология, которая  абсолютно искажает действительность. Однако реакционным социальным  группам и движениям свойственно  для укрепления своего положения  в обществе выдавать свои особенные,  подчас корыстные интересы за  всеобщие. Осуществляя такую подмену,  идеолог сознательно или бессознательно становиться на путь искажения реальности, формирования идеологических иллюзий. Но как раз именно эта иллюзорная идеология и представляет собой адекватное выражение данных классовых интересов.

         Идеологические иллюзии могут  вызываться и не только потребностями  подмены особенного всеобщим, а  и неразвитостью самой действительности, недостаточной зрелостью условий  для освобождения трудящихся. Поэтому  неправильно отождествлять иллюзорную  идеологию с реакционной. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  литературы

    1. Введение в философию, учебник для ВУЗов в двух частях,Ч2 Москва 1989г.;
    2. А.Г. Спиркин «Философия», 2008г.;
    3. С.Э. Крапивенский «Социальная философия», Волгоград 1998г.;
    4. В.Н. Лавриненко «Философия»;
    5. www.basesphilos.ru

Информация о работе Общественное сознание и его структура