Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа
Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.
Нормы и правила морали формируются естественноисторическим путём, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознаёт их несомненную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
1. Введение................................................................................................стр. 3
2. Происхождение, предмет и функции морали....................................стр. 4
3. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали.....................................................................................стр. 7
4. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества............................................................................................стр. 10
5. Заключение..........................................................................................стр. 12
6. Список литературы.............................................................................стр. 13
Таким принципом и стало «
«Другой» в «золотом правиле» - это любой человек , ближний и дальний, знакомый и незнакомый. «Золотое правило» в скрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство в возможности к бесконечному совершенствованию. Это равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека.
«Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда – другая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда – как к средству.
«Золотое правило» как основа
нравственного поведения и
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И НОРМЫ МОРАЛИ КАК УСЛОВИЕ
САМОСОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Всякая мораль обусловлена соци
Исторический тип морали
Страх перед наказанием за совершённый поступок – самая простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным иноплеменникам.
По отношению к «своим» внутри
группы действует механизм «
Неотделённость ещё внутреннего мира от внешних проявлений человеческой активности отразилась на характере дружеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в «героическую» эпоху Древней Греции дружба, скреплённая договором. Героические действия, совершённые Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был её «практический» характер, мотив не отделялся от действия.
Другой тип нравственности
Понятие достоинства
оказывается в центре нравственного сознания
уже в новое время. Достоинство мыслится
как то, что должно быть присуще каждому
индивиду, должно носить всеобщий характер.
С этой точки зрения, дуэль – лишь ритуализированное
убийство, унижающее достоинство человека
действие. Достоинство предполагает расхождение
между должным и сущим, что открывает простор
для личного самосовершенствования. Понятие
человеческого достоинства предполагает
ощущение индивидом себя как представителя
«рода человеческого» в целом, ставшее
мотивом его поведения. Чувство собственного
достоинства предполагает значительную
вариативность поведения индивида, открывает
возможность различных его интерпретаций.
В частности, диапазон интерпретации понятия
достоинства находится между полюсами
безграничного самоутверждения индивида
и ощущением огромной ответственности
за свои поступки перед человечеством.
Основополагающим для истолкования идеи
человеческого достоинства является принцип
гуманизма, который и сам имеет различные
интерпретации. Гуманизм выражен и в идее
И. Канта, согласно которой человек всегда
является целью и не может стать средством.
Но существует и марксистский, «конкретный»
гуманизм, согласно которому отдельный
человек может и даже должен с радостью
стать средством для прогрессивного развития
человечества в целом. Ж. П. Сартр рассматривает
гуманизм как абсолютную свободу человека,
не стеснённую внешними условиями и внутренней
«цензурой». В религиозной христианской
традиции гуманизм подвергается критике,
рассматривается в качестве одного из
самых больших заблуждений человечества
(Н. Бердяев, Ю. Бохеньский). Гуманизм
как поклонение человека самому себе рассматривается
как форма идолопоклонничества, несвободы
человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Любые изменения в
Отсюда неизбежно следует
Всё говорит о том, что
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Философия: Справочник студента
/ Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М.: Филологическое
общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ»,
2002.
2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2006.
3. Социальная философия: Учебное пособие
для вузов / Под ред. проф. Лавриненко В.
Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
4. Философия: Учебник для вузов / Под
ред. проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова
В. П.. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
5. Философский словарь / Под ред. Фролова
И. Т. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика,
2001.
6. Социальная философия: Словарь /
Сост. и ред. Кемеров В. Е., Керимов Т. Х.
– М.: Академический Проспект, 2003.