Общечеловеческие ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:32, реферат

Описание работы

Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные.

Содержание

Введение_________________________________________________3

Глава 1 ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ _______________________________4
Ценности___________________________4
Философия ценностей ____________________5
Основы развития общечеловеческих ценностей ___________________________________6

Глава 2 СМЕНА ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ______________7

Заключение______________________________________________ 11

Литература_______________________________________________12

Термины_________________________________________________13

Работа содержит 1 файл

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

 

 

 

 

План:

     Введение_________________________________________________3

Глава 1 ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ _______________________________4

    1. Ценности___________________________4
    2. Философия ценностей ____________________5
    3. Основы развития общечеловеческих ценностей ___________________________________6

      Глава 2 СМЕНА ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ______________7

Заключение______________________________________________ 11

Литература_______________________________________________12

Термины_________________________________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество представляет собой  сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения  подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения  формируются, предварительно проходя  через сознание людей. Связь между  ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь  в общественном сознании, порождают  определенные духовные ценности, которые  являются основой духовных отношений. 
Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную общественную атмосферу, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. 
Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми. 
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения.

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

1.1 Ценности

Важное  место в философском осмыслении социальной действительности занимает представление о ценностях.

  Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. "Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

На основе категориального  статуса ценности сформировалась философия  ценности, или аксиология. Ее становление  связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки". Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение" . Задача философии, указывает В. Виндельбанд, - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.

Человеческая жизнь немыслима  без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей  являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю  его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств  достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет  в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о  компьютерах, считают, что они есть искусственный интеллект. Однако это  скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта. Компьютеры созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающая. В религиозном мировоззрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек - исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это  образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и  в той или иной форме заданные для исполнения ее членам. Норма - это  общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы  их деятельности .Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента: 1) содержание - действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) характер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевозможные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

1.2  Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается  в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек  формирует свои ценности, постоянно  разрушает противоречия между сложившимся  миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

На  основании своих ценностных представлений  люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют  и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих  свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни  психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми  лицами - родителями. С начальных  ступеней онтогенеза они вмешиваются  в спонтанное функционирование витальных  потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Структура ценностей человека - характер и  ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию  самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.

Прямая  дорога к главным нравственным и  ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей  природы, своих особенностей, через  открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем  отчетливее он осознает, что на самом  деле доставляет ему радость, тем  легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

1.3 Основы развития общечеловеческих ценностей

Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные  ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу  вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда  общечеловеческие ценности, путают с  ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными  ископаемыми, источниками энергии  и т.д.  Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны , экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

В непосредственной связи  с пониманием общечеловеческих ценностей  находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).

  К одной из центральных и важнейших общечеловеческих ценностей можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей. 

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество – проявляется  не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться , как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность  в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили  знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы,  надежды, верования и т. д.  Особым уважением пользовались её носители:  старики,  волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует  чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Некоторые авторы различают  человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением  своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как  правило, лишен совести. Третий вид  человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло.  К общечеловеческим ценностям также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают  абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

2.СМЕНА  ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 
Перемены в мироотношении людей, глубинные и массовые, изменяют облик экономической, политической и социальной жизни: трансформируются политические и экономические цели, религиозные нормы и семейные ценности, а эти изменения, в свою очередь, влияют на темпы экономического роста, на стратегические установки политических партий и на перспективы для демократических институтов.

На  всем пространстве передового индустриального  общества для все большей части населения приобретают возрастающую значимость свобода выражения и политическое участие. Литература по теории демократии исходит из положения о том, что для консолидации и стабильности демократии существенно важны массовое участие, межличностное доверие, терпимость к группам меньшинства и свободное слово. Но анализировать зависимости между такого рода позициями на индивидуальном уровне и устойчивым существованием демократических институтов на уровне социетальном до недавнего времени не представлялось возможным: исследования по политической культуре ограничивались лишь демократическими обществами, характеризуясь притом малочисленностью наблюдаемых субъектов и недостаточностью или отсутствием данных, выстраиваемых во временные ряды. Для достоверного межуровневого анализа, между тем, требуются данные по значительному числу обществ, варьирующих по всему экономическому и политическому спектру; в уже упоминавшейся книге в качестве источника как раз и используется уникальная база данных — "Всемирные обзоры ценностей", — открывающая новые возможности для анализа того, каким образом влияет на мир мироотношение людей.

Информация о работе Общечеловеческие ценности