Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:24, контрольная работа
История философии - особая наука, которая изучает процесс возникновения, развития и смены философских идей. В истории русской философии мы пытаемся найти ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Введение…..............................................................................................................3
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика ………….……………………………………….….................4
2. Славянофилы и западники.…………………………………………………..11
3.Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников и прокомментируйте их…………………………………………14
Заключение……. ...................................................................................................15
Список литературы……………………………… ...............................................16
Содержание
Введение….....................
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика
………….……………………………………….…........
2. Славянофилы и
западники.………………………………………………….
3.Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников
и прокомментируйте их………………………
Заключение…….
..............................
Список литературы………………………………
..............................
Введение
История философии - особая наука, которая изучает процесс возникновения, развития и смены философских идей. В истории русской философии мы пытаемся найти ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа.
Характерными
чертами русской философии
Основы предмета
русской философии составляли: проблема
человека; космизм (восприятие космоса
как единого целостного организма); проблемы
морали и нравственности; проблемы выбора
исторического пути развития России -
между Востоком и Западом (сугубо специфическая
проблема русской философии); проблема
власти; проблема государства; проблема
социальной справедливости (данной проблемой
"пропитан" значительный пласт русской
философии); проблема идеального общества;
проблема будущего.
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика
Начальный период становления русской философии – XI-XVII в. Русская философия в этом периоде очень близка к западноевропейскому Средневековью с его религиозной направленностью. Его можно разделить на более конкретные периоды:
1.XI-XIV вв.- процесс формирования древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа.
Весьма распространенным было
учение о стихиях как
• Илларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
2.Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский - основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва. Нельзя заметить великий патриотизм автора, выражающего необходимость сильного государства и сильной державной власти. Причем Филофей высказывает явную поддержку царской власти и утверждает ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Эта теория по существу была призвана идеологически обосновывать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной. Аввакум — за сохранение старых обрядов.
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
3.Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; войны и мира.
•М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
•На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
5. Русская философия XIX в.
•Историческая философия П.Я. Чаадаева
Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 – 1856). Основными направлениями его философии были: философия человека; философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
•Ортодоксально-монархическая и религиозная философия
Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление.
Н.В. Федоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей философии: единство мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть.
Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
•Философия Ф.М. Достоевского (1821 – 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
•Философия Л.Н. Толстого (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование; главное зло на Земле – смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.
•Революционно-демократическая философия
Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народности ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
•Либеральная философия
Наиболее ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были: идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
6. Основные направления русской философии ХХ в.
Говоря в целом
о современной русской
•Русская религиозная философия конца XIX и ХХ вв.
«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие. С.Н. Булгаков (1871 – 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экономическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники