Автор: Ольга Федотова, 08 Октября 2010 в 12:54, реферат
Понятие «Просвещение» стало широко использоваться уже в XVIII веке, когда появилось идейное, литературное, а также философское и научное направление, этим словом обозначаемое. Именно тогда была поставлена задача «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков. Дошло Просвещение и до России, сделав императрицу Екатерину II на время «вольтерьянкой». Но если у императрицы, как и у многих дворян в России, это было временным увлечением, то убежденным последователем просветителей в России стал A.Н. Радищев, отправленный за свои убеждения в Сибирь той же Екатериной. Французских просветителей называли также энциклопедистами, потому что почти все они группировались вокруг «Энциклопедии», полное название которой «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Идея энциклопедии созвучна идее просвещения, ведь просветители стремились, прежде всего, к тому, чтобы распространять научные и полезные практические знания среди широких масс, а для этого жанр энциклопедии, или толкового словаря, был самым подходящим. Идея создать энциклопедию возникла у одного парижского книгоиздателя. Возглавили «Энциклопедию» Дидро и Д'Аламбер. Кроме них, ее известными сотрудниками были Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк, Руссо, Гримм, Монтескье, естествоиспытатель Бюффон, экономисты Кенэ, Тюрго и др.
Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства. В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм (Дидро, Ламетри, Гольбах). Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики. В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни. В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства. Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию; именно в их идеологии сформировался и знаменитый лозунг: «Свобода. Равенство. Братство».
§2. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
Тем не менее, идеализируя
«естественное» состояние, Руссо не видит
другой возможности вернуться к истокам,
кроме как опереться на силу государства.
Только государство, согласно Руссо, может
осуществить идеалы «естественного» состояния,
какими он считает идеалы Свободы, Равенства
и Братства. Но государством, способным
осуществить эти идеалы, у Руссо может
быть только республика, которая появилась
в Древнем Риме. Республика, если переводить
буквально с латыни, означает «общее дело».
Государство, считает Руссо, действительно
является общим делом граждан, а не добычей
бюрократии или царствующей династии,
как это было во Франции во времена Людовика
XIV, который заявил: «Государство — это
Я».
Руссо — республиканец
и демократ. Демократ он был и
в своей теории воспитания, которая
представлена в уже упоминавшейся работе
«Эмиль, или О воспитании» (1762) и в романе
«Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Именно естественное
человеческое чувство и является тем главным
основанием, на котором должна строиться,
согласно Руссо, человеческая личность.
Для сохранения и приумножения этой основы
наиболее подходящей системой воспитания
является та система, которая опирается
на человеческие чувства. А местом, наиболее
подходящим для воспитания ребенка и молодого
человека, Руссо считал природу. При всей
своей неприязни к официальной церкви
Руссо считал, что нравственное чувство,
которое у него лежит в основании человеческой
личности, есть, по существу, религиозное
чувство. И без культа Верховного Существа
оно недействительно. Руссо был деистом.
Но его деизм не столько космологического,
как у Вольтера, сколько нравственного
свойства. И поскольку органическая нравственность
является у Руссо отличительной чертой
народной демократии, в противоположность
безнравственному аристократизму, то
он воспринимает атеизм как чисто аристократическое
явление. Расхождение Руссо с либерализмом
проявилось прежде всего и глубже всего
в трактовке проблемы равенства. Руссо
различает равенство юридическое, или
формальное, и равенство фактическое.
И равенство юридическое, равенство перед
законом, за которое в основном ратовали
просветители, еще не влечет за собой равенства
фактического, под которым Руссо имеет
в виду прежде всего равенство имущественное,
экономическое. В этом и состоит разница
между демократизмом и либерализмом. Либерализм
признает только юридическое равенство.
А демократическое равенство людей —
это равенство условий их хозяйствования.
Но Руссо здесь идет еще дальше. Обычный
либеральный софизм состоит в том, что
не может быть фактического равенства
между людьми, потому что люди фактически
не равны: один низкий — другой высокий,
один сильный — другой слабый, один рыжий
— другой черный, один умный — другой
дурак и т.д. И несправедливо было бы, говорят
идеологи либерализма, если бы дурак и
умный были равны.
Демократ Руссо,
при всем его «натурализме», рассуждает
иначе. От природы, говорит Руссо, все люди
равны. Это не значит, что сильный и слабый
равны по силе. По физической силе они
не равны. Но они равны относительно права
на жизнь. И если такое равенство признается,
то сильный помогает слабому выжить. И
тогда слабый чувствует себя равным сильному.
Но сильный может обидеть слабого. И может
воспользоваться слабостью другого для
того, чтобы подчинить его себе, заставить
работать на себя, обогащаться за счет
него. Точно так же и с глупым человеком
можно поступить по-разному: можно посочувствовать
его глупости, а можно, воспользовавшись
этой глупостью, обмануть его в своих корыстных
целях. Как показывает Руссо, естественное
неравенство усугубляется неравенством
в общественных условиях жизни. И действительное
неравенство людей проявляется прежде
всего в неравенстве этих общественных
условий. А потому гуманизм современного
общества должен состоять в том, чтобы
создать равные условия для здоровых людей
и самых безнадежных инвалидов. Хотя можно
было бы, ссылаясь на их «неполноценность»,
просто отбраковывать физически ущербных
людей или заключать их в специальные
резервации.
Неравенство в общественных условиях жизни Руссо видит прежде всего в собственности. Мы уже говорили, что право собственности он, в отличие от других теоретиков естественного права, рассматривает не как естественное, а как общественное и как историческое. Нельзя представить себе собственности, говорит Руссо, вне круга тех отношений, которые создаются производством. Собственность — это не только не «естественное» отношение, оно даже и не просто юридическое отношение, а оно производственное отношение. Руссо не был и не мог быть материалистом, потому что материализм связан с отрицанием Бога и религии. А для Руссо это означало отрицание основ человеческой нравственности. В этом корень его расхождения с просветителями материалистического толка, прежде всего с такими, как Дидро и Гольбах.
§3. Механистический
материализм
Наиболее ярким
воплощением французского материализма
XVIII века явилась работа Гольбаха «Система
природы». По существу эта работа возникла
в результате коллективного творчества
кружка философов-материалистов, который
образовался вокруг Гольбаха. Поль Анри
Дитрих, барон Гольбах (1723—1789) был родом
из г. Гейдельсгейма в Пфальце. Но он воспитывался
и провел всю жизнь в Париже. Получив в
наследство огромное состояние, Гольбах
целиком отдался научным занятиям. Обладая
обширными познаниями в области естественных
наук и технологии, он был активным сотрудником
«Энциклопедии» и написал ряд статей по
физике, химии, металлургии и минералогии.
Гольбах, как это было модно в то время,
содержал салон, где собирались философы,
ученые, литераторы, политики, люди искусства
для обсуждения различного рода проблем.
Салон Гольбаха стал центром философской
и атеистической мысли предреволюционной
Франции. Дважды в неделю для гостей устраивались
обеды. До 1753 года в этих встречах участвовал
и Руссо.
Согласно учению,
развиваемому в «Системе природы»,
в основе мироздания лежит материя.
Материя, как она определяется в этой работе,
есть то, что может оказывать воздействие
на наши органы чувств и производить ощущения.
Материя делится на органическую и неорганическую.
Неорганическая материя вечна, органическая
материя возникает и исчезает. На Земле
сначала была только неорганическая материя,
затем появилась жизнь, растительная и
животная. Растения и животные рождаются,
растут, потом умирают и разрушаются, т.
е. снова превращаются в неорганическую
материю. Так, согласно Гольбаху, происходит
непрерывный круговорот материи в природе.
Человек, согласно Гольбаху, является
только физическим существом, а теологические
представления о душе как чисто духовной
субстанции — это фикция. Гольбах считает,
что атрибутом материи является движение:
нет материи без движения. Все есть материя
и движение, утверждает автор «Системы
природы». Враждебность механистического
материализма человеку проявляется в
том, что живой человек со всеми его человеческими
качествами никак не вмещается в понятия
и представления этого материализма. Последовательным
выражением точки зрения механистического
материализма на человека является превращение
человека в машину. Как мы знаем, Декарт
распространил механистические представления
на животное. Животное у него — машина.
Но Декарт не мог и не осмелился сделать
то же самое по отношению к человеку.
Жюльен Офре
де Ламетри (1709—1751) родился в Сен-Мало,
учился в Кане и Париже, где защитил
докторскую диссертацию. Затем он стажировался
в Лейдене, в Голландии, у известного
врача, химика и ботаника Германа Бургаве,
утверждавшего, что жизненные процессы
можно свести к формулам и выразить химическими
терминами. За свои материалистические
и атеистические взгляды Ламетри подвергся
гонениям и преследованиям со стороны
теологов и философов-идеалистов. В 1746
году Ламетри был изгнан из Франции и вынужден
эмигрировать в Голландию. Там он и публикует
анонимно свой главный труд «Человек-машина»
(1748). В знаменитом труде Ламетри человек
действительно трактуется как машина,
хотя и достаточно сложная. С его точки
зрения, в человеке все устроено механически.
Что касается духовного, идеального и
тому подобного, то Ламетри считает, что
это выдумки теологов. Та же самая «машина»,
которая перемещается по поверхности
Земли, утверждает Ламетри, она же и мыслит.
Что касается сути мышления, то мысль,
по его мнению, представляет собой только
«способность чувствовать» и «мыслящая
душа есть не что иное, как чувствующая
душа, устремленная на созерцание идей
и на рассуждение».
Иначе говоря, Ламетри
не признает качественного различия между
чувством и мышлением, между чувствующей
и мыслящей душами, как это было у Аристотеля
и Декарта. Ламетри, как и другие сенсуалисты,
редуцирует, т. е. сводит мышление к ощущениям.
Вместе с тем, при всем своем натурализме
и механицизме, Ламетри придает значение
образованию. Но заметим, что машина тем
и отличается от человека, что ее не надо
образовывать. И если бы человек был машиной,
то образование не могло бы поменять его
натуры, и он оставался бы «образованной
машиной». Конечно, уподобление человека
машине может и даже должно вызывать иронические
ассоциации. И взгляды Ламетри, разумеется,
совершенно наивные. Но бескомпромиссная
материалистическая позиция Ламетри заострила
проблему человека, которая связана прежде
всего с проблемой души. Есть она у человека?
Или ее нет? А если она есть, то что она
собой представляет? Если она — часть
организма, «машины», как утверждает Ламетри,
то она должна быть как-то пространственно
локализована и, стало быть, она есть тело.
Следовательно, ее можно вычленить, показать
и т.д. Если же это не так, то душа идеальна,
т. е. является противоположностью тела
по всем своим параметрам.
Литература
Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. М., 1989.
Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. М., 1973 - 1974.
Гольбах П.А. Избранные произведения в 2 т. М., 1963 — 1964.
Дидро Д. Сочинения в 2 т. М., 1986-1988.
Кондильяк Э.Б. Сочинения в 3 т. М., 1982.
Ламетри Ж. Сочинения. М., 1983.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998 г.