Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:28, реферат
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-1918 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40-50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах;
Человек в отличие от животного не имеет "экологической ниши", к которой его приуготовил процесс эволюции. Точнее было бы сказать: человек должен выбрать, создать эту экзистенциальную нишу или выйти за пределы данной ему обстоятельствами. Биология человека не соответствует его существованию в водной среде, в воздухе или в космосе: но человек плавает по морям и рекам, погружается под воду, пилотирует самолеты и космические корабли.
Экзистенциальная психология - дочь экзистенциальной философии и сводная сестра экзистенциальной психотерапии. За несколько веков своего существования экзистенциальная философия под разными именами поставила важнейшие проблемы индивидуального человеческого бытия и, как любая философия, не решила их, ибо задача философии - не решать проблемы, а предоставлять их решение науке. Философия жизни Ф.Ницше и М.Унамуно, русская религиозная философия С.Франка и Г.Шпета и т.д., и т.п. - опора экзистенциальной психологии.
С экзистенциальной психологией тесно граничат возрастная психология и психология развития, точнее, речь идет о той дисциплине, которая называется "психологией развития жизни" (life span developmental psychology). Она оперирует понятиями "время жизни", "пространство жизни" и исследует психическое развитие индивида от рождения до смерти. Главная причина изменения личности, согласно специалистам в области психологии жизненного развития, - возраст и сопряженные с ним изменения социального, социально-психологического, психологического и психофизиологического статуса личности.
Экзистенциальный психолог относится к жизни как к целому, но вынужден делить ее на жизненные этапы, которые определяются выбором образа жизни, а внутри этих этапов вычленять жизненные события.
Психолог не может эмпирически охватить индивидуальную жизнь. Во-первых, она не короче его личной жизни, поэтому наблюдение полного жизненного цикла одного человека одним психологом невозможно, а несколько психологов на одного наблюдаемого - непомерная роскошь. Во-вторых, наблюдение не может быть сплошным, ибо существенная часть жизни человека скрыта от других, да и сам психолог имеет право на личную жизнь. В-третьих, никто никогда не согласится на вторжение в свою жизнь, в жизнь детей. Человек - не дрозофила и не кишечная палочка.
Итак, если наблюдение в экзистенциальной психологии и возможно, то оно ситуативно, отрывочно во времени и неполно. Невозможность применить наблюдение для изучения процесса индивидуальной человеческой жизни в "естественной среде" и в реальном режиме физического времени является главным критерием, отделяющим экзистенциальную психологию от естественнонаучной.
Список использованной литературы
1. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистен-циализме. М., 1972.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001.
3. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988.
4. Зарубин А.Г. Философия экзистенциализма (проблема времени). М., 2002
5. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.П. Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11.
6. Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». - 1999. - 528с.
7. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
8. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
10. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
11. Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991.