Общая характеристика и основные этапы развития русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:42, доклад

Описание работы

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути — «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и некосмоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и приверженасоциальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории»

Работа содержит 1 файл

русская философия.docx

— 74.40 Кб (Скачать)

Н.Я. Данилевский  видит человеческую историю как  множественность непохожих культур, раскрывающих все сущностные силы человека. Рассматривая проблему России и Запада, Данилевский исходит из того, что  Россия и Европа принадлежат к  разным типам  культур, не только несовместимых, но и враждебных друг другу. Причем в Европе эта враждебность носит осознанный характер, а в России она не осознается. В его работах дается четкое обоснование этого тезиса. Он ставит простой вопрос: «Что такое Европа в политическом смысле?» И дает определение Европы  как совокупности государств, осознающих себя как единое целое. Данилевский обращает внимание на тот факт, что любой организм, будь то отдельный человек, социальная группа или государство, осознает себя через противопоставление другим людям, группам, государствам. Исторически Европа осознавала свое религиозное и политическое единство, противопоставляя себя как христианский мир мусульманскому Востоку. Со времени  же формирования православной Российской империи самосознание Европы как политического целого стало формироваться через противопоставление своих, европейских интересов, интересам славянского мира.

Славянство в  лице России стало казаться Европе «темной и мрачной силой», враждебной прогрессу и свободе; в то же время  было очевидно, что славянство не будет  служить Европе просто материалом для  извлечения своих выгод. Именно поэтому  возникла концепция России как препятствия  прогрессу. Данилевский показывает, что эту точку зрения разделяет и русская интеллигенция, воспитанная на западной философии и литературе.

Поскольку, констатирует Н. Я. Данилевский, исторические пути Западной Европы и России были разные, но «к сожалению  или к удовольствию, к счастью  или несчастью», Россия не принадлежит  к Европе и не причастна ни к  европейскому добру, ни к европейскому злу.

На основе большого исторического материала взаимоотношений  России и Европы в XVIII — XIX вв. Данилевский  показывает, что при всех попытках сближения интересов России и  Европы, ее государственные интересы постоянно ущемлялись. Отсюда его  вывод о необходимости для  России выйти из европейской политической системы, т. е. руководствоваться только своими государственными интересами.

Главной темой идейных  исканий Федора Достоевского стала тема взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. Может ли человек сохранить в себе человеческое, т. е. быть нравственным вне религиозного сознания? В отличие от большинства его современников Достоевскому было очевидно, что вне идеи Бога как высшего начала «все нравственные основания в человеке, оставленном на одни свои силы. условны...» и только религия может дать абсолютное обоснование нравственности. «Христианство, — пишет Ф.М. Достоевский, — дает свою нравственность и велит верить, что это нравственность нормальная, единая, что нравственностей условных нет». В своих художественных и публицистических произведениях великий мыслитель исследует все губительные последствия отказа человека от веры в Бога.

Человек, по Ф.М. Достоевскому, есть великая тайна: нет ничего значительнее и дороже человека, хотя нет и  ничего страшнее его. Он саркастически  высмеивает рационалистические трактовки  человека, согласно которым поведение  человека определяется его рассудком  и соображениями выгоды.

По мнению писателя, человек в цельности своей  природы есть существо иррациональное, поэтому рассудочным путем познать  природу человека невозможно. Как  бы ни была упорна работа мысли, она  никогда не сможет охватить человека полностью, будет отвечать мнимому  человеку, а не действительному. Всегда остается иррациональный остаток, который  и составляет самый главный сокровенный  смысл. В человеке скрыт акт творчества, и он привносит в жизнь человека страдания и радости, ни понять, ни переделать которые не дано разуму.

Подлинная сущность, ядро человека заключается в стремлении к самоутверждению, т. е. к свободе. Человек, по образному выражению  героя «Записок из подполья», не штифтик, не клавиша фортепьянная, и хоть по глупой, но по своей воле желает жить. Бытие человека определяется этой жаждой свободы.

Ф. М. Достоевский  исследует парадоксы свободы, поскольку  свобода для человека — это  всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема заключается в  том, может ли человек сам, руководствуясь чисто человеческими установлениями, определить, что есть добро и что  есть зло. Он показывает, что, отрицая  Бога, человек логически приходит к мысли, что «если Бога нет, то все позволено». Нет Бога, нет  греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Человеку как нравственному  существу невозможно прожить без  Бога, ибо «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения личности, как  герои романов Ф.М. Достоевского — Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин.

Исключительный  опыт  познания истории с позиций диалектики  свободы содержится в поэме о Великом Инквизиторе  в романе «Братья  Карамазовы», названной с легкой руки В.В. Розанова (1856—1919) легендой о Великом Инквизиторе. В этой поэме божественному смыслу истории противопоставляется грандиозный замысел  переустройства человеческого общества на рациональных человеческих основаниях.

Образ Великого Инквизитора  олицетворяет у Ф. М. Достоевского замысел безбожного социалистического переустройства общества. Достоевский определяет европейский социализм как продукт западноевропейской культуры: «социализм французский есть не что иное как насильственное единение человечества — идея, еще от древнего Рима идущая и потом всецело в католичестве сохранившаяся».

Он поясняет, что  главной в европейских социалистических учениях выступает экономическая проблема — «камня и хлеба». На самом деле проблема социализма не столько экономическая, сколько атеистическая: «нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе». Западный социализм идет на смену не столько капитализму, сколько христианству. Социалистическая идея в таком варианте оценивается Ф.М. Достоевским как «дьяволова идея», не принимающая во внимание духовное происхождение человека.

Атеистическому  западному социализму Ф.М. Достоевский  противопоставляет идею все объединяющего  русского социализма, в основе которого лежит жажда русского народа всеобщего, всенародного всебратского единения.


Информация о работе Общая характеристика и основные этапы развития русской философии