Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:02, доклад
Каждый акт нашего самосознания, любое состояние на-шего "Я" предполагает наличие трех компонентов: разум, воля, чувства.
Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оцен-ку воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется. Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы, соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я":
Каждый акт нашего самосознания, любое состояние на-шего "Я" предполагает наличие трех компонентов: разум, воля, чувства.
Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оцен-ку воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется. Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы, соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я":
"Я-образ" -- это то, что мы о себе думаем, наше знание о са-мом себе. У нормального человека это знание обязательно явля-ется положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.
Реальное "Я" -- это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не, всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплек-сом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических не-достатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"-образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти -- Наполе-он, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству -- Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достиже-ние великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а по-тому никто из них не был счастлив в личной жизни. Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосоз-наваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"-образа он чаще порождает не конкретные действия по ре-альному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеали-зированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант - буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).
Проблема соотношения "Я-образа" и реального "Я" имеет ярко выраженный прикладной аспект, существенно значимый с точки зрения повседневного делового общения. Иными слова-ми, поскольку они не совпадают, то, как измерить реальное "Я", т.е. действительное, а не воображаемое отношение человека к нам либо к интересующей нас проблеме? Измерение установок, т.е. реального, но не осознаваемого отношения человека к какой-либо конкретной жизненной про-блеме, осуществляется при помощи косвенных и проективных вопросов. Последовательный перечень подобных вопросов, с разной степенью интенсивности установки, именуется шкалой
Имидж - в отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" -- внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он произ-водит на окружающих. Умение произвести необходимое впечат-ление особенно значимо при кратковременных контактах. Ак-терство и дипломатия в данном случае необходимы, но их не-достаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные се-кунды и происходит это бессознательно, прежде всего, по внеш-нему облику другого человека. Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение.
Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого кон-кретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ни-чего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе -- вот и появилось самосознание. На самом деле, все гораздо сложнее. Источни-ком формирования нашего "Я", или, как говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди, благодаря влиянию внешних суждений и внутреннего личностного компонента личности формируется определенный имидж, и определяются его внешние и внутренние составляющие.
Имидж - это совокупность ряда переменных, с преобладающей над содержанием формой, вариант самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающий самооценку и авторитет у потенциальных потребителей, а, также, ключ к успеху в правильности концепции развития общественных связей.