Образ города будущего: взгляд из настоящего

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:37, реферат

Описание работы

Каким будет город к середине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что в отличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Но ответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городского планирования, в том, как модели предметной, физической организации городского пространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими, управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартах поведения - с другой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3 – 4
Город и градостроительство…………………………………………………..............4
Город - одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством….5 – 6
Город будущего - фантастика или реальность?...........................................................6 – 9
Некоторые концепции городов будущего…………………………………………..10 – 13
Заключение……………………………………………………………………………13 – 14
Список литературы……………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

образ города будущего.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Московский архитектурный институт

(госакадемия)

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии  на тему: " Образ города будущего: взгляд из настоящего"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка III курса 3 группы

Маркова Екатерина Андреевна

Проверил : Лупин Анатолий Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..3 – 4

Город и градостроительство…………………………………………………..............4

Город - одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством….5 – 6

Город будущего - фантастика или реальность?...........................................................6 – 9

Некоторые концепции городов будущего…………………………………………..10 – 13

Заключение……………………………………………………………………………13 – 14

Список литературы……………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Идея идеального города будущего преследовала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая.

 В Новое Время идея идеального  города все больше стала смещаться  из области несбыточного на  земле в область осуществимого  человеческими силами. Первая попытка  построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой  из существующих и разрабатываемых  ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас.

 

Город и  градостроительство

 

Для начала, разберемся: Что такое  город, какими они бывают города и  чем занимается градостроительная наука?

Го́род — крупный (по сложившимся  стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне  сельского хозяйства. Отнесение  населённого пункта к категории  городов оформляется в законодательном  порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании, до 50 тысяч человек в Японии. (Википедия – свободная энциклопедия)

 «Градостроительство – Искусство проектирования и строительства городов».

Строение города.

Города соединяются между собой дорогами, по которым перемещается дорожный транспорт. Дорога внутри города становится улицей. Вдоль улиц строятся здания, жилые дома и другие постройки. Вокруг домов стелются тротуары, по которым ходят люди.

Типы зданий и построек в городах: промышленные постройки; заводы; фабрики; порты; склады; жилые дома и обслуживание населения; дома; гостиницы; магазины; места питания; кафе; столовые; рестораны; места отдыха; парки; кинотеатры; рестораны; выставки; бары; дискотеки и танцевальные места; спортивные сооружения; больницы и поликлиники; образовательные сооружения; Культовые сооружения; Кладбища; административные, ведомственные, и правительственные сооружения; офисные здания.

 

 

 

 

Город - одна из самых  сложных систем, когда-либо созданных  человечеством.

 

Одна из труднейших проблем градостроительства заключается  в том, чтобы создать для человека наиболее комфортные и благоприятные условия существования. Эта проблема затрагивает все стороны жизни человека; с ее решением связано множество самых разнообразных вопросов - хозяйственных, социальных, политических, медицинских, санитарно-гигиенических, биологических и географических. Градостроитель должен быть также знатоком духовной культуры, психологом - «человековедом». Одна из важнейших проблем - соответствие повседневной деятельности человека его идеалам и мировоззрению. Архитектор должен стремиться создать максимально благоприятные условия для жизни человека с учетом его потребностей и запросов.

В наше время  прогресс в области науки так  стремителен, возможности практической деятельности и развития умственных способностей человека так не ограничены, что нельзя даже предсказать с достаточной уверенностью, куда все это может привести. Мы живем в бурно развивающемся, стремительно меняющемся мире. В то же время некоторые аспекты этого развития серьезно тревожат. Отходы промышленного производства загрязняют воздух и воду, фауну и флору, нарушают устойчивые экологические сообщества в природе, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни людей. Все возрастающий темп жизни, необходимость перерабатывать во много раз увеличивающийся на протяжении жизни одного поколения объем информации, неумолимое внедрение стандарта в потребление и культуру - оплачиваются огромными затратами нервной энергии, и в чем-то обедняют эмоциональную жизнь.

Городское планирование намного превышает сложностью архитектурное  проектирование, искусность связывания вместе социального, экономического, географического  и пр. достигает полноты результата только тогда, когда город предстает  перед нами в полноте своей сущности, воспринимается всеми чувствами. Умение профессионального планирования, вобравшее в себя концентрированное знание, накопленное многими поколениями урбанистов, в конечном счете, воплощается в комфортность бытия и в комфортность видимого образа. И этот образ бесконечно важен, так как он включает в себя обширную гамму элементов - от первого взгляда на город издалека до взгляда на дом через улицу или через струи фонтана на маленькой площади. Город - это еще и нечто иррациональное, каждый город неповторим характером, судьбой, историей.

Слишком быстро все меняется: одежда, посуда, мебель, интерьер, архитектура. В мире, организованном таким образом, постоянным можно  ощущать только свое «я». Все остальное  меняет очертания, несется куда-то все стремительнее. Долго ли в такой ситуации можно сохранять твердое ощущение своего «я»? Только осмотрительная постепенность и неторопливая преемственность может сберечь духовное «я» и психическое здоровье человека в этом слишком скоро меняющимся мире. Универсальный, обобщающий рецепт города-мечты выписать практически невозможно

 

Город будущего - фантастика или реальность?

 

Весьма беспочвенные фантазии в области архитектуры - явление нередкое. Чаще всего они  появляются у живописцев, и это  подтверждает история искусства. Например, Иероним Босх и Питер Брейгель наряду с вполне реалистическими изображениями зданий рисовали подчас какие-то сооружения, которые можно было принять за плоды горячечного воображения. Вдохновленные Вавилонской башней, Дезидерио, а затем и Пиранези грезят о грандиозной архитектуре.

Борьба набирающих сил архитектурных и градостроительных  форм с формами поддельными, подражательными  не лишена драматизма. Гропиус, Перре, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и  другие создатели современной архитектуры, которым на протяжении всей жизни пришлось вести борьбу с академизмом, на склоне лет стали свидетелями полной победы своих идей. Ле Корбюзье был настолько гениален, что видел своих последователей не среди тех, кто ему подражает, а среди тех, кто борется против подражания Гропиусу, Перре, Ле Корбюзье. Во все времена идеи архитекторов-новаторов наталкиваются на упорное сопротивление. Происходит путаница понятий. Архитектура мечтателей, архитектура фантастов, архитектура будущего - таковы чисто условные ярлыки, которые наклеивают иногда просто наобум на произведения подчас диаметрально противоположных направлений. В одну кучу сваливают беспочвенных фантазеров и мастеров, обладающих даром предвидения.

Леонардо да Винчи, некогда изобразившего идеальный  город, считали утопистом, хотя он сам не сомневался в своей правоте. Архитектурные замыслы Леонардо подхватил и развил через несколько веков в 1914 году его соотечественник Антонио Сант-Элиа. Архитектуру будущего Сант-Элиа также признавали утопичной до тех пор, пока вдруг не обнаружили, что его проекты, в которых был резко изменен масштабный строй города, отвечают настоятельным требованиям нашего недавнего времени. Живописные архитектурные композиции Босха, Брейгеля, Дезидерио, Моро представляли собой чудовищные сочетания реминесценции и гротеска; они пытались соединить невозможные стили в своего рода декорации к театрализованному апофеозу. В основе же архитектурных фантазий Леонардо да Винчи и Леду, например, лежат инженерные замыслы. Это вовсе не фантастические грезы, а фантазии, порожденные предвидением. Дом, который Леду намеревался построить над водопадом, несомненно, был плодом фантастического замысла. Однако двумя веками позже Фрак Ллойд Райт построил в США свой знаменитый дом над водопадом. Подобная преемственность замысла позволяет говорить уже не о фантазии, а о предвидении. Гигантомания, мания величия - так охарактеризовали произведения архитекторов-провидцев. Этих нареканий в свое время не избежали ни Леду, ни Булле. Но разве современный Манхэттен не фантастичнее самых невероятных замыслов Булле? Леду и Булле первыми еще в ХVIII веке вступили на путь технической фантазии. Рене Саржер, французский архитектор и инженер, писал: «Современные фантасты остаются непонятными только тем, кто не представляет себе поистине фантастических возможностей новой техники».

Нельзя обвинять фантастов в утопизме - творческий поиск, ориентированный на будущее, неотделим от утопии, проблему всегда следует рассматривать с более  широких и дальновидных позиций. Интересные градостроительные идеи и предложения футурологического направления были предложены архитекторами и конструкторами различных стран в середине прошлого века. Это время - начало современной научно-технической революции - развитие атомной энергетики, освоение космоса, химизация народного хозяйства, внедрение кибернетики и бионики в производство. Проекты архитекторов-новаторов еще более необычайны, так как полностью отказываются от архитектурного наследия. Пример - города-мосты. И.Фридман разработал проект города-моста, перекинутого через Ла-Манш, по своей смелости превосходящий архитектурные фантазии Филарете или Антуана Карона.

 

Проекты так называемого  пространственного градостроительства, выступая за разумное использование  земли, против «расползания» городов, предлагают также удобство пространственных связей между частями города с использованием новых возможностей строительной техники. В городах-конусах, запроектированных Полем Мэймоном, диаметр полой железобетонной опоры равен 20 метрам; она используется для размещения лифтов и коллекторов для всех вертикальных коммуникаций. Тросы, закрепленные к опоре, напоминают огромную паутину. К этим тросам могут быть подвешены любые элементы городской застройки. И.Фридман предлагает проект пространственного города на территории Парижа: новый город поднят в воздух над старыми кварталами Парижа и над Сеной. Разрывы между жилыми домами обеспечивают инсоляцию земной поверхности.

 

В проекте «города-кратера», архитектор Шанеак создает пространственный город с использованием типовых  элементов.

Структурную основу составляют искусственные уровни - площадки и звездообразные бетонные «ежи». Структура заполняется объемными  ячейками заводского изготовления свободной  формы, которые устанавливаются  на несущих конструкциях. Композиция с применением таких жилых единиц в масштабе крупного жилого комплекса не получила бы уравновешенного, статичного построения; она образовала бы живое, постоянно меняющееся сочетание жилых единиц.

 

Проекты группы «Арчигрэм» развивают идею архитектуры  «однократного использования». Все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа. Наиболее короткий срок у жилой ячейки (15-20 лет). Поэтому новые ячейки можно постоянно «подключать» к структуре города.

 

Проект города «Плаг-ии-сити» («город-розетка», «город-штепсель»). Архитектор Кук предложил  решение, где сетчатая крупномодульная  структура содержит все необходимые  для города связи по горизонтали, вертикали и диагоналям, транспортные, пешеходные и важнейшие виды обслуживания. Элементы города монтируются и заменяются посредством мощных кранов.

 

Город-воронка Вальтера Йонаса (в  виде опрокинутого вершиной вниз конуса или пирамиды) представляет собой  как бы искусственную долину; квартиры выходят во внутреннее пространство воронки. Эти воронки, соединенные между собой перемычками в верхней части, образуют город.

Каждая воронка представляет собой  самостоятельный квартал. Йонас  разработал проект «городской единицы  будущего» («Интра-хауз») в форме  раскрытой многоярусной воронки с внутренним замкнутым пространством. Задача проекта - возродить городскую коммуну, максимально освободить поверхность земли.

Информация о работе Образ города будущего: взгляд из настоящего