Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:50, статья
В статье рассматривается феномен повседневности, обозначается его отличие и сходство с категорией бытия. Также приводится попытка эксплицировать в общем виде структуру и структурные элементы повседневности основываясь на работы: Гегеля, Шюца, Гуссерля, Броделя, Ле Гоффа, Касавина, а также работы некоторых современных исследователей.
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
С ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Ю. В. Карлсон
Пятигорский государственный лингвистический университет
Пятигорск
В статье рассматривается феномен повседневности, обозначается его отличие и сходство с категорией бытия. Также приводится попытка эксплицировать в общем виде структуру и структурные элементы повседневности основываясь на работы: Гегеля, Шюца, Гуссерля, Броделя, Ле Гоффа, Касавина, а также работы некоторых современных исследователей.
Ключевые слова: повседневность, структура повседневности, структурные элементы, константы, категории, сущность.
О том, что обыденная, повседневная жизнь может и должна быть рассмотрена с философских позиций, говорили многие философы. Так, Мишель Монтень, французский писатель и философ эпохи Возрождения уже в 1580 г. определил, что: «Вся моральная философия может быть с таким же успехом приложена к жизни повседневной и простой, как и к жизни более содержательной и богатой событиями: у каждого человека есть все, что свойственно всему роду людскому» [6, С.21].
Вклад в исследование повседневной жизни человека внесли феноменологи, философы-экзистенциалисты, последователи «философии жизни», а затем и социологи повседневности. Историки также активно занимались исследованием повседневности. Сегодня повседневность является чуть ли не самым популярным предметом исследований самой различной направленности.
Понятие «повседневности», если рассматривать
его с позиций социально-
Единого подхода к исследованию повседневности не выявлено, скорее можно говорить о множестве трактовок как самой повседневности, так и подходов и методологических особенностей, но есть попытки выявления и описания структуры повседневности и онтологических основ этого феномена.
Современные исследователи повседневности Касавин и Щавелев отмечают: «Философия и гуманитарные науки постоянно делают повседневность в ее разных формах объектом своего исследования, постоянно колеблясь между низведением повседневности к рутинному сознанию и практике и возвышением ее до интегрального мифоподобного горизонта, свойственного современности» [2, с. 9 ].
Что касается исследований структуры
повседневности с позиций социально-
Повседневность в силу своей
очевидности, само собой разумеющегося
фактора предстает как нетемате
С одной стороны, повседневность – это некая социальная реальность, имеющая свои законы и принципы (Бергер П., Лукман Т.), однотипная, повторяющаяся изо дня в день, а с другой стороны, трансформирующаяся под влиянием каждодневных изменений, она определяется некими структурными элементами, имеет определенные дефиниции. Таким образом, в пространстве повседневности происходит переплетение различных порядков.
Понятие «структуры повседневности» было введено в научный оборот французским ученым Фернаном Броделем [1], который предпринял подробное и многомерное описание самых разнообразных сфер материальной, повседневной жизни людей 15-18 вв.: жилища, одежды, моды, интерьера, техники, предметов роскоши, орудий, денежных средств, планов деревень и городов, питания, цен на зерно, пищу и напитки, излишнее и обычное и др. Вещи, которые кажется не имеют между собой тесной связи, не находятся в корреляции, но рассмотрение всего этого происходит всегда с одной целью: отыскать «правила, которые слишком долго удерживали мир в довольно трудно объяснимой стабильности» [1, С. 38].
Далее он отмечает: «в самом деле мы, прибываем здесь не просто в сфере вещей, но в сфере «вещей и слов», понимая этот последний термин шире его обычного смысла. Речь идёт о языках культуры со всем тем, что человек в них привносит, вводит постепенно, бессознательно становясь пленником этих языков перед лицом своей повседневной чашки риса или своего ежедневного куска хлеба» [1, С. 356]. Играют свою роль и цивилизации – странные совокупности материальных ценностей, символов, иллюзий, причуд и интеллектуальных построений. (...) вплоть до самых глубинных пластов материальной жизни устанавливается нарочито усложненный порядок, в котором участвуют подсознание, склонности, неосознанное давление со стороны экономик, обществ, цивилизаций» [1, C. 356]. Исследование Броделя, на первый взгляд, кажущееся только историческим исследованием, выводит на уровень более глубокого понимания сути вещей, дает представление о символическом консорциуме человечества.
Жак Ле Гофф, осмысливая культуру Средневековья, утверждал: повседневность «особенно нуждается в дефинициях, ибо по природе своей не имеет четких границ» [3, С.5]. Им выделяется несколько объектов исследования: чудесное, пространство и время, тело, литература и мир воображаемого, сновидения. Генри (Анри) Лефевр в своей теории повседневности выделяет такие категории: тотальность, реальность, отчуждение, пережитое, спонтанное, неоднозначное, практику [17, C. 32].
В современных исследованиях
Одна из современных исследователей феномена повседневности Профессор Марковцева О.А. (Ульяновск) пишет: «феномен «повседневность», презентируется такими базовыми её структурами, как непосредственность, экзистенция, опыт, смысл, язык, знак, текст. Их целостность устанавливается в качестве основания повседневного бытия, условием которого является само сознание человека» [5, С. 111].
Другую классификацию
повседневного предлагает современный
петербургский исследователь В.
Д. Лелеко [4]. В повседневности «как
особой модальности человеческого
бытия» особое место он отводит пространственно-
Исследователи П. Станкевич, И. П. Полякова (Липецк) утверждают: «Содержание повседневности раскрывается в детальном анализе специфики социальной и индивидуальной характеристик (...) четырех элементов» [13, С. 81]. К таким элементам они причисляют: деятельность (повседневность художника, поэта, ученого, музыканта и т. д. существенно различается), потребность, сознание и способность. «Целостность повседневности скрыта в гармонизации, с одной стороны, всех ее сфер (профессиональной деятельности, деятельности в быту и отдыхе), а с другой – внутри каждой из сфер на основе своеобразия четырех обозначенных элементов» [13, С. 81]. Авторы считают, что именно такой подход позволяет определять феномен повседневности как социально-философскую категорию, раскрыть сущность, содержание и целостность этого явления.
Повседневность может рассматриваться в качестве универсального основания человеческой культуры. Такую попытку исследования предприняла И.В. Сохань (Томск, Санкт-Петербург), особую роль уделяя исследованиям табу как началу человеческой культуры; телесности как главному организующему принципу повседневности; социальным утопиям; роли культурного героя в повседневности и игре как основной форме повседневного опыта [11]. В своих последующих исследованиях Сохань И.В. выделяет в качестве одного из важных элементов повседневности челокека - пищу и исследует связанные с ней нормы, практики и традиции [12].
Николаева Е.В. (Москва) рассматривает повседневность в неотрадиционном русле и выводит несколько категорий повседневности, называя их традиционными для российской культуры [7]: категорию Начала, Переходности, Истории, Государственности, Земли, Слова, Соборности.
Некоторые современные исследователи видят особенно значимым рассмотрение повседневности в контексте коммуникативного пространства и языковой практики. В монографии Н.Л. Новиковой «Повседневность как феномен культуры» [9] обосновывается смыслосодержание обыденного, повседневного жизненного мира человека, структура социокультурного пространства повседневности. Автор рассматривает его как пространсто быта, предметного мира, пространство повседневной рефлексии, пространство переживаний человека [8, С. 33]. Она так же выделяет особую роль языка в конституировании повседневности; важное место в исследовании отводится «языковому поведению человека» [8, С. 102].
Исследователь Н.
Л. Чулкина (г. Москва) выделяет
следующие базовые концепты
Плетнёва Е.В. (Волгоград), анализируя повседневность в русской и французской языковых картинах мира, выделяет «метафорические поля для исследования» [10]: гастрономию, кухонная утварь, костюм, интерьер, бытовые постройки.
Для поиска содержания категории
«повседневность», и ее «differentia specifica»
современные исследователи
Другой подход обозначен
ими как психолого-
Таким образом, мы предприняли попытку экспликации структуры и структурирующих элементов повседневности, чтобы показать, насколько они могут разниться в рамках одного социально-философского подхода. На наш взгляд, особое значение сегодня может приобрести поиск таких фундаментальных категорий повседневности, которые в разных социокультурных сообщностях, культурах имеют свое вариативное содержание.
Литература.
Информация о работе О структуре повседневности с позиций социально-философского анализа