Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:06, доклад
Современная переходная эпоха, жизнь в условия перемен всё более повышает требования к возможностям, умениям человека решать сложнейшие задачи, уметь работать с потоками информации и это касается не только экономических, производственных задач, но даже и обыденной жизни.
Если обратимся к таксономия Блума, то можно заметить , что основополагающие и проблемные вопросы учебной темы соответствуют мышлению высокого уровня. Таким образом, учебный проект программы Intel предполагает, что с реализацией проекта, в числе прочего, в процессе исследовательского, творческого поиска учащимися ответа на основополагающие и проблемные учебные вопросы достигается цель развития мышления высокого уровня.
Для наглядного представления соотношения вопросов триады можно воспользоваться схемами «дерева» и «здания»:
Рис3. Дерево триады вопросов.
Рис4. Здание триады вопросов.
Формулировка триады вопросов трудный процесс. Особенно большие затруднения вызывает формулировка основополагающего вопроса.
Предлагаются различные приемы по разработке основополагающего вопроса. К примеру, предлагается определить Большую Идею или Обобщенное Понятие, которое будете изучать в учебном проекте вместе с учениками. Обобщенные понятия можно найти в стандартах по учебным дисциплинам.
Список некоторых обобщающих понятий – Больших Идей
Адаптация Богатство Будущее Взаимодействие Взаимозависимость Время Вселенная Выбор Выживание Гармония География Демократия Держава Дефицит Добродетель Доказательство Доля Достоинство Дружба
| Загрязнение Заказ Закон Защита Значение Зрелость Изменение Изобилие Изобретение Индивидуальность Исследование Истин Конфликт Корреляция Красота Культура Личность Лояльность
| Миграция Мотивация Мужество Настроение Необходимость Непрерывность Обозначение Окружающая среда Опыт Остаток Отверженность Ответственность Открытие Переменная Перспектива План Повторение Чтение Правило
| Признание Прогресс Производство Путешествие Равенство Равновесие Разница Разнообразие Риск Ритм Руководство Свобода Связь Семья Сила Система Сообщение Сообщество Сотрудничество Справедливость
| Старение Стоимость Судьба Счастье Творчество Тирания Форма Хаос Характер Целостность Цикл Человек Шкала Эволюция Энергетика Этика |
Опираясь на концепциях Больших Идей легче сформулировать Основополагающий вопрос, а далее проблемные вопросы учебной темы.
Но бывает так, что легче учителю сначала просмотреть учебные частные вопросы, а затем сформулировать Основополагающий вопрос.
Есть и третий вариант, когда начинают с Проблемного вопроса учебной темы.
Можно эти три варианты наглядно изобразить в виде нижеследующей схемы (рис5 из книги [6])
Рис.5 . Возможные пути разработки триады вопросов.
Для большей ясности различий между основопологающим вопросом и проблемным вопросом учебной теме можно воспользоваться частью данных из таблицы характеристик вопросов из книги [6]:
Основопологающие вопросы | Проблемные вопросы учебной темы |
Основопологающие Вопросы – самые абстрактные вопросы в цепи вопросов. Основопологающий вопрос служит всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучения. Основопологающие вопросы: - открытые; - обеспечивают связьмежду дисциплинами или разделами учебной программы; - концентрируют внимание на центральной идее или теме учебной программы; - способствует активизации учащихся и значимы для них; - помогают учащимся понимать факты и идеи в системе понятий; - требует мыслительных умений более высокого уровня для: --оценки; --синтеза; --анализа. | Проблемные вопросы учебной темы, задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного Основопологающего Вопроса. Учителя, преподающие смежные дисциплины, могут использовать свои Проблемные вопросы учебной темы с тем, чтобы обеспечить понимание одного общего, объединяющего Основопологающего вопроса. Проблемные вопросы учебной темы: - открытые; - приглашают исследовать идеи в рамках темы; - специфичны для каждого раздела курса; - обеспечивают исследование одной части Основопологающего Вопроса; - помогают учащимся понимать факты и идеи в системе понятий; - требует мыслительных умений более высокого уровня для: --оценки; --синтеза; --анализа. |
Отметим, что основопологаюший вопрос нельзя свести только к межпредметному, это скорее всего надпридметный вопрос или точнее трансдисциплинарный. Трансдисциплинарность — способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой-либо одной научной дисциплины (так определено в ВИКИпедии).
Но как показывает практика, чтобы заинтересовать ученика проблемой, необходимо чтобы формулировка проблемы была и понятной и завлекающей, а основополагающий вопрос иногда бывает слишком отвлеченным и абстрактным, в этом случае можно начинать работу с учениками на основе, к примеру, проблемного вопроса учебной темы.
Триада вопросов это система взаимосвязанных вопросов. Можно рассматривать их как дерево целей. По уровневое решение вопросов учениками приводит к главной цели – ответу на основополагающий вопрос, а в плане учебно- воспитательного процесса к развитию мышления высокого уровня. Этот процесс реализуется в проектной методике, которую называют педагогической технологией нового образования.
Проектная методика нацелена на личностно-ориентированное обучение, на проектную деятельность учащихся, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно организовывать поиск нужной информации, развитие критического и творческого мышления, умение исследовать, решать проблемы, умение работать в сотрудничестве.
Если обратимся к Международной новой образовательной программе Intel “Обучение для будущего», то отметить, в процессе обучения по указанной программе учителя моделируют творческую работу группы (команды) школьников. Предполагается, что школьники исследуют проблему. В качестве формулировки проблемы выступает основополагающий вопрос. Проводя исследовательскую, проектную работу школьники отвечают на этот вопрос, решают проблему.
Таким образом, метод обучения предлагаемый в этой программе можно назвать проблемно-проектным методом. В результате учебы по программе у учителя создается комплект учебно-методических материалов (его называют в программе Учебно-методическим пакетом) в виде презентаций, Web-сайтов, буклетов, графических, текстовых материалов, объединенный общей темой и проблемой исследования. Можно сказать что учителем создается Учебно-методический пакет . Материалы пакета УМП можно поделить на два следующих раздела
1—ый. Раздел разрабатываемый учителем. Предлагается, что учитель разрабатывает проект какой—то темы. Проект темы включает в себя информационную справочную часть, в какой —то степени и проблемную часть (но не решение проблемы) в виде, к примеру, Web-сайта разработанного учителем, содержащий в себе основные положения темы, справочный материал, а также включает в себя кроме Web—сайта документы, материалы по критериям оценки работы учеников, план реализации исследовательской работы и реализации проектов учеников, другие дидактические материалы, содержит также визитку пакета—проекта, в которой отражены основные дидактические положения, цели и задачи обучения, связь с учебно—воспитательном процессом.
2—ой. Раздел моделирующий работу школьников, содержащий работы учеников. Кроме вспомогательных материалов, разработанных учителем, таких как плана работ и таблиц критерий по которым будут оцениваться работы учеников, остальные информационные материалы являются результатами исследовательской и проектной деятельности учащихся. Причем исследовательская и проектная деятельность учащихся, полученные ими данные, информационные материалы должны по возможности наиболее полно, системно отвечать на проблему, основополагающий вопрос. Предполагается что работы представляются с помощью презентации, буклета.
Таким образом учитель дает вспомогательный информационный материал к теме проекта ( в виде Web-сайта, других документов), учащиеся проводят исследовательскую работы по проблеме, выраженной, к примеру, в виде основополагающего вопроса, выдвигают гипотезы по решению проблемы. Отметим, что сама проблема должна значительно больший иметь охват, чем разработанный учителя материал к проекту, в виде, к примеру Web-сайта, т.е. проект учителя должен быть только частью проблемы.
Отметим, что описанный выше метод обучения (ранее мы его назвали проблемно—проектным методом) можно отнести к проблемному обучению. Проблемное обучение, в становление и развитие которого внес большой вклад академик Махмутов М.И., обретает в последние годы все большую актуальность в связи с возрастающими требованиями к образованию. В проблемном обучение выделяют несколько видов обучения: проблемно—диалоговое обучение, проблемно—задачное обучение, проблемно—алгоритмическое обучение, проблемно—контекстное обучение, проблемно—модельное обучение, проблемно—модульное обучение, проблемно—компьютерное обучение [5]). В отличие от указанных проблемно—проектный метод предполагает, что объектом обучения является не только ученик, но и учитель. Проект учителя является только затравкой, точкой кристаллизации или катализатором для процесса исследования, решения проблемы, поиска ответа на основополагающий вопрос. В этом процессе участвует и учитель, и ему неизвестен (в идеальном случае) окончательный результат исследований. В отличие от ученика учитель обладает большим опытом исследовательской работы, методами обобщения, анализа и вывода результатов, что отражается в его проекте и передается ученикам. В отличие от других видов обучения, в проблемно—проектном особо важное значение имеет формирование проблемы, основополагающего вопроса, можно сказать, что это центральное место. Проблема, выраженная в виде основополагающего вопроса должна иметь обобщенный характер, можно сказать, нести мировоззренческий, философский, онтологический смысл, тогда проведенная работа по проекту может оказаться наиболее эффективной для развития учащихся.
Исходя из сказанного, ясно что проблемно—проектный метод лучше использовать при командной работе и когда тема исследования, проблема охватывает несколько предметов.
Отметим, информационно—компьютерные технологии значительно уменьшают во многих случаях трудоемкость проведение исследований и делает их более основательными. Информатика выступает здесь как бы интегрирующим началом, в проблемно-проектном методе содействует через системный подход интеграции знаний из различных предметных областей.
Литература
1.Intel”Обучение для будущего”. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие – 10-е изд., перераб. –М.: НП “Современные технологии в образовании и культуре”, 2009. – 168с.+CD
2. Кобзев Н.И. О физико-химическом моделировании процессов информации и мышления.//Журнал физической химии. №№2,4, 1966г.
3.Ваннах Н. Одна забытая скандальная идея.// Компьютера. №36 (560), 2004.
4. Терегулов Ф.Ш. Материя и её сознание. М.: Народное образование, 2002. 304 с.
5. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. –Казань: ТГЖИ, 1993. – 88с. с илл.
6. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540200(050200) «Физико-математическое образование» / [под ред. Е.Н. Ястребцова; пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Кнышевой].- М: Интуитюру, 2006. – 168с. :ил. – (Учебно-методическое пособие)
7. Чошанов М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США. // Педагогика, №4, 2000 г.
8. Гарапов А.Ф.Учебно-методический пакет «Возобновляемые источники энергии» к проблеме реализации проектных технологий.// Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования: сб. науч.-метод. материалов.-Казань, Школа, 2006. с. 92-94
9.Гарапов А.Ф. Биоинтеллект и интеллект союз или вражда? Сайты Казанского городского отдела образования http://www.kros.ru и http://ant86.narod.ru/bio/bio_
10.Гарапов А.Ф. От информационного взрыва к единой картине мира: http://school-sector.relarn.