Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:32, реферат
В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности.
"О культуре" по работе Н.А.Бердяева
"Философия
неравенства"
Значение культуры.
В
жизни общественной духовный примат принадлежит
культуре. Не в политике в экономике
,а в культуре осуществляются цели общества.
И высоким качественным уровнем культуры
измеряется ценность и качество общественности.
Культура и
цивилизация.
Происхождение и
сущность культуры.
Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа. Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура - благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.
Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа ... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. ... В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократичекий. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культуры древних народов очень своеобразны и неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов (напр. употребление железа). Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Культура ... более всего дорожит своей преемственностью... В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью... Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников.
Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.
В
культуре действуют два начала - консервативное,
обращенное к прошлому, и поддерживающее
с ним преемственную связь, и творческое,
обращенное к будущему и созидающее
новые ценности. Но в культуре не может
действовать начало революционное,
разрушительное. Революционное начало
по существу враждебно культуре , антикультурно.
Дух революционный хочет вооружить себя
цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные
завоевания , но культуры он не хочет.
И революционеры с легкостью готовы
разрушить все памятники великих культур,
все творческие их ценности во имя
утилитарных целей, во имя блага народных
масс.
Источники европейской
культуры. Культура и
религия.
Вся европейская культура связана с преданиями античности. Настоящая культура и есть античная греко-римская культура. Античная культура вошла в христианскую церковь, и церковь была хранительницей преданий культуры в эпоху варварства и тьмы.
Культ
церковный насыщен культурой, и вокруг
него творилась и новая культура старой
Европы. В ней есть неразрывная связь с
античностью. Культура имеет
религиозные основы, она полна религиозной
символики. Невозможна и низка совершенно
безрелигиозная культура, но невозможна
и онтологически (суще) религиозная культура.
Культура явилась дифференциацией
культа , она явилась уже в результате
выделения из храма, отделения от религиозного
центра. Культура религиозна по своему
происхождению и религиозна по своему
заданию. И в самых классических и совершенных
своих достижениях, в самых строгих
своих формах она теряет религиозный свой
характер.
Революция и
культура.
Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры. Новой культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к какому-то существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным, основным делом. Социалисты хотят направить волю и сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону жизни. Применение к культуре чисто экономических оценок мешает войти внутрь культуры и узнать ее таинственную жизнь. Революционные демократические и социалистические движения отбрасывают назад в сфере культуры и ослабляют интерес к проблеме культуры. ..."Пролеткульты" означают лишь то, что культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.
Культура
есть неотвратимый путь человека и человечества.
Нельзя миновать его. Человечество
обречено культуре. Но в нем действуют
и силы, враждебные путям совершения
культуры, силы нигилистические и анархические.
Нигилистическое и анархическое отношение
к культуре не имеет оправдания. Нигилистическое
и анархическое восстание против культуры
никогда не ведет к выходу за пределы
культуры, оно лишь отбрасывает назад
и требует новой работы культуры.
Студент
группы ИУ 2 - 11
Информация о работе "О культуре" по работе Н.А.Бердяева "Философия неравенства"