Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:07, реферат
Каждый человек в своей жизни вынужден задавать себе множество вопросов и отвечать на них. Например, человек еще с давних времен ставил перед собой вопрос: в чем же сущность человеческого бытия? Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в поисках смысла жизни………………………………………6
Глава II. Вопрос насилия и ненасилия…………................................................10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………
Глава II. Вопрос насилия и ненасилия
Насилие и ненасилие являются диалектической парой наподобие левого и правого или представляют собой различные стадии в развитии одного и того же процесса. Речь идет о том, выражают ли эти понятия альтернативные или последовательно меняющие друг друга способы действия.
В понимании насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским, другой – прагматическим. Согласно первому, понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку и употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, как ложь, ненависть, лицемерие и так далее. Оно прямо отождествляется (во всех его многообразных проявлениях) со злом вообще. Прагматический подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.
Ненасилие в отличие от насилия является не особым случаем иерархической связанности человеческих воль, а перспективой их солидарного слияния. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Обратите внимание на то, что одно из часто повторяемых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного и потому реалистического представления о человеке. В действительности это не так. Считать человека радикально злым – незаслуженно клеветать на него. Считать человека бесконечно добрым – откровенно льстить ему. Должное же ему воздается тогда, когда признается моральная амбивалентность человека. Таким образом, понятия насилия и ненасилия нельзя понять вне соотнесения друг с другом. Чтобы раскрыть конкретный характер этой соотнесенности, их надо рассматривать не сами по себе, а в более широком контексте борьбы добра против зла, борьбы за социальную справедливость и человеческую солидарность.
Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды» или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл.
Основные принципы этики ненасилия. Во-первых, отвечая на зло насилием, мы не побеждаем зло, так как не утверждаем добро, а, напротив, увеличиваем количество зла в мире. Во-вторых, ненасилие разрывает «обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л. Толстой), согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. В-третьих, требование ненасилия ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека. В-четвертых, не отвечая на зло насилием, мы противопоставляем злу не бессилие, а силу, ибо «подставить щеку» трудней, чем просто «дать сдачи». Таким образом, ненасилие – не поощрение зла и не трусость, но способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опускаясь до уровня зла.
Сторонники насильственной формы борьбы со злом, не считая насилие позитивным явлением, приводят, тем не менее, свои аргументы. Во-первых, насилие они расценивают скорее как вынужденную необходимость, чем как желаемое состояние. Главный их аргумент в защиту насилия – безнаказанность зла в условиях ненасилия. Во-вторых, недостаток этики ненасилия ее противники видят в ее слишком идеализированном, на их взгляд, представлении о человеке. На самом деле в основе концепции ненасильственной борьбы лежит признание моральной двойственности природы человека – единства в нем и доброго, и злого начал. Это предполагает определенную стратегию и тактику борьбы со злом, цель которой – усиление и приумножение добра. Если насилие направлено на подавление или уничтожение противника и лишь временно заглушает конфликт, то стратегия и тактика ненасильственной борьбы направлены на устранение самой основы конфликта. Таким образом, сторонники ненасилия берут на себя ответственность за зло, против которого борются и приобщают «врагов» к тому добру, во имя которого ведется борьба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек в течение всей своей жизни задает вопросы себе и окружающим. Вопросы могут быть различной степени важности, глобальности, сложности. И каждый либо находит свои ответы, либо не находит их вовсе. У каждого ответы различны, но иногда они совпадают.
Безусловно, во всех вопросах, в том числе и в вопросах смысла существования человека, добра и зла, насилия и ненасилия каждый также имеет свою точку зрения. Но многие при нахождении ответа исходят из общепринятых моральных ценностей, что делает ответы похожими и облегчает выбор правильного пути, поведения.
Так, задумываясь над смыслом жизни, большинство думает о том, как он живет и как стоило бы жить, чего он хочет достичь, что он должен сделать за свою жизнь, что должен оставить после себя. Многие хотят оставить после себя что-то хорошее, достичь большего, чем есть, к чему-то стремятся.
В вопросах добра и зла, насилия и ненасилия многие понимают, что зло и насилие – это почти всегда неправильный путь. То есть люди совершенствуют себя и свою жизнь, задаваясь вопросами и отвечая на них, они определяют и регулируют свое поведение, поступки, а, следовательно, и свое будущее.
Конечно,
правильность ответов, выбранного пути
и поведения также относительны, как и
смысл существования каждого конкретного
человека, но все мы живем в социуме и должны
помнить о других, делая свой выбор в пользу
какого-либо ответа на вопрос.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ