Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:43, реферат
XVII век открывает новый этап в развитии философии, именуемый философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений, что порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, более свободным от влияния религиозного мировоззрения, а с другой – менее духовным. Он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, увеличению комфортности земной жизни.
Лейбницево понятие о монадах на первый взгляд кажется слишком умозрительным. Между тем, в философии следует придерживаться правила не отвергать с порога идею, сколь не была бы она на взгляд современника «безумна». Так, в 1996 г. в космосе астрофизиками была открыта «материально-нематериальная» частица – квантон. Это открытие дало повод ряду ученых провести определение параллели между квантоном и монадами Лейбница.
В новоевропейском
рационализме научное познание уподоблялось
конструированию гигантского
Подводя итог рассмотрению противостояния идей эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (прежде всего, в 17 столетии), следует сказать, что это противостояние обусловлено необходимостью создания методологии опытного исследования природы, а так же необходимостью систематизации разрозненных и беспорядочно накопленных знаний.
2.Дилема эмпиризма и рационализма:
Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии — проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в.
Новое время провозглашает
науку наиболее важной деятельностью
человека, способной избавить его от всех
бед и страданий. Очевидно, что метод такой
науки также должен быть универсальным,
гарантировать получение вечной, неизменной,
полной истины. Размышления о методе отодвинули
на задний план вопросы о бытии, человеке,
смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы
об универсальном методе и источнике научного
познания в философии Нового времени сложились
две конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Представителями эмпиризма Нового времени являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека — чистая доска, tabula rasa, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, конечно, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, ищутся способы повышения его достоверности.
Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным правилам. На этом основании универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию. Если сенсуалисты столкнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлетворительно ответить на вопрос, откуда возникают познавательные ошибки, если истины заранее содержатся в уме и выводятся из него дедуктивным способом.
Несмотря на дискуссию по вопросам об источнике знания и универсальном методе, рационализм и эмпиризм Нового времени не разделены непреодолимой стеной. Рационалисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игнорируют опыт, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с помощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организуются в общие знания, выступая, однако, против идеи врожденных истин, из которых выводится все содержание знания.
В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Беркли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалисты субъективизировали опыт, отождествив его с совокупностью ощущений. Тезис эмпиризма — все из опыта — был истолкован ими в субъективно-идеалистическом духе. Все, с чем человек сталкивается в опыте, это его собственные чувственные впечатления, человек не знает ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познаются не объективные вещи, а их субъективные образы. На этом основании идеалистические сенсуалисты сделали вывод, что европейская философия и наука строятся на иллюзорных понятиях, фикциях ума, за которыми ничего не стоит. Такими понятиями сенсуалисты назвали материю, субстанцию, причину, следствие, необходимость и т.п. Если отказаться от этих ложных понятий, то наука и философия в прежнем виде оказываются невозможными.
Дилемма эмпиризма и рационализма была разрешена в трансцендентальном идеализме И. Канта, который продемонстрировал возможности построения теоретической науки и впервые поднял вопрос о границах познающего разума.
3.Проблемма субстанции в рационализме (Декарт,Спиноза,Лейбниц):
1.Рационализм философии Нового Времени Р. Декарт
Рассмотрение данного
вопроса, я думаю, необходимо начать
именно с самого яркого представителя
рационалистического
Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я — в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом - мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут» С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частей философского наследия Декарта — к рассуждениям о методе. В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «смыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум». Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом; разделить каждый из вопросов; которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить; свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом; совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел. Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат, в частности, Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.
2. Рационализм философии Нового Времени Б. Спиноза
Спиноза всю жизнь прожил
в Голландии. И хотя, Голландия
в то время была страной прогрессивной,
он и здесь не избежал жестокого
преследования со стороны как
еврейских, так и протестантских
и католических религиозных кругов.
3.Рационализм философии Нового Времени Г. Лейбниц
Готфрид Вильгельм Лейбниц
представляет определенное завершение
европейского философского рационализма.
В философии Лейбница отразились
почти все философские импульсы
его времени. Он был подробно знаком
не только с философией Декарта, Спинозы,
Бойля, но и с философскими трудами
представителей эмпирически ориентированной
английской философии, в частности
с работами Дж. Локка, и давал им
оценку. Так, он был не согласен с
концепцией картезианского дуализма,
отвергал определенные элементы картезианской
теории познания, в частности тезис
о врожденных идеях, возражал и против
спинозовской единой субстанции (бога),
которая является и всем, и субстанцией.
Лейбниц не создал ни одного философского
труда, в котором он представил бы или
логически разработал свою философскую
систему. Его воззрения разбросаны по
разным статьям и письмам. Ядро философской
системы Лейбница составляет учение о
«монадах» — монадология. Монада — основное
понятие системы — характеризуется как
простая, неделимая субстанция. Лейбниц
отвергает учение Спинозы о единой субстанции,
которое, по его представлениям, вело к
тому, что из мира исключаются движение,
активность. Он утверждал, что субстанций
бесконечное множество. Они, согласно
его воззрениям, являются носителями силы,
имеют духовный характер. Вопрос гармонии
— важнейший в философии Лейбница. Она
является неким внутренним порядком всего
мира монад и представляет собой принцип,
преодолевающий изолированность монад.
Следующая характерная черта монад заключается
в том, что каждая монада имеет собственную
определенность (является носителем определенных
качеств), которой она отличается от всех
остальных. В этой связи Лейбниц формулирует
и свой известный принцип тождества. Если
бы две монады были полностью одинаковы,
они были бы тождественны, т. е. неразличимы.
По степени развития он различает монады
трех видов. Низшая форма, или монады нижайшей
степени, характеризуется «перцепцией»
(пассивной способностью восприятия).
Они способны образовывать неясные представления.
Монады высшей степени уже способны иметь
ощущения и опирающиеся на них более ясные
представления. Эти монады Лейбниц определяет
как монады-души. Монады наибольшей степени
развития способны к апперцепции (наделены
сознанием). Их Лейбниц определяет как
монады-духи. Монады сами не имеют никаких
пространственных (или каких-либо физических)
характеристик, они, таким образом, не
являются чувственно постижимыми. Мы можем
их постичь лишь разумом. Чувственно воспринимаемые
тела, т. е. соединения монад, различаются
согласно тому, из каких монад они состоят.
Тела, содержащие лишь монады низшей степени
развития (т. е. тела, в которых не содержатся
монады, способные к сознанию или ощущениям),-это
тела физические (т. е. предметы неживой
природы). Тела, в которых монады способны
к ощущениям и представлениям (содержат
монады-души), являются биологическими
объектами. Человек представляет собой
такую совокупность монад, в которой организующую
роль играют монады, наделенные сознанием.
Образование совокупностей монад не является
случайным. Оно определено «предустановленной
гармонией». При этом, однако, в каждой
из монад потенциально заключена возможность
развития. Этим Лейбниц объясняет тот
факт, что все монады постоянно изменяются,
развиваются и при этом их развитие не
«подвержено влиянию извне». Отношение
Лейбница к основным идеям сенсуалистской
концепции познания более внимательное
и осторожное, чем, например, отношение
к ней Спинозы. Он не отвергает чувственного
познания или роли опыта в процессе познания.
Он принимает главный тезис сенсуализма
«ничего нет в разуме, что не прошло бы
раньше через чувства», но он дополняет
его следующим положением — «кроме самого
разума», т. е. врожденных способностей
к мышлению и образованию понятий или
идей. Чувственное познание выступает,
таким образом, как определенная низшая
ступень или предпосылка рационального
познания. Разумное, рациональное познание
раскрывает действительное, необходимое
и существенное в мире, тогда как чувственное
познание постигает лишь случайное и эмпирическое.