Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:49, реферат
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.
I. Немецкая классическая философия: возникновение и основоположники.
II. Г. В. Ф. Гегель.
1. Краткая биография.
2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
3. Логика Гегеля.
4. Философия природы.
5. Философия духа.
6. "Феноменология духа".
III. Заключение.
Список литературы
Міністерство освіти і науки України
Національний
технічний університет «
РЕФЕРАТ
з Філософії
на тему
: «Німецька
філософія. Гегель і
його погляди»
Харків
ПЛАН
I. Немецкая классическая философия: возникновение
и основоположники.
II. Г. В. Ф. Гегель.
1. Краткая биография.
2. Тождество бытия и мышления - исходный
пункт философии Гегеля.
3. Логика Гегеля.
4. Философия природы.
5. Философия духа.
6. "Феноменология духа".
III. Заключение.
Список литературы
1.
Краткая биография.
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая
экономическую и политическую отсталость,
приближалась к буржуазной революции,
и "подобно тому, как во Франции в 18 веке,
в Германии в 19 веке философская революция
предшествовала политическому перевороту".
Маркс рассматривал немецкую классическую
философию как немецкую теорию французской
революции.
Важную роль в формировании немецкой философии
сыграли достижения естествознания и
общественных наук: стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение
органической природы. Открытия в области
математики, позволившие понять процессы
в их точном количественном выражении,
учение Ламарка об обусловленности развития
организма окружающей средой, астрономические,
геологические, эмбриологические теории,
теории развития человеческого общества,
развитие свободомыслия, противостоящего
стремлениям правящих кругов закрепить
господствующее положение в духовной
жизни страны официальной религии и церкви
- все это со всей остротой и неизбежностью
выдвигало на первый план идею развития
как теорию и метод познания действительности.
Понятие "немецкая классическая философия"
охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга,
Гегеля и Фейербаха.
Хронологически творческая деятельность
названных мыслителей занимает почти
целое столетие: со второй половины XVIII
в. до первой половины XIX в. включительно.
С Канта (1724-1804) началась философия новейшего
времени. Но не только философия, но и наука.
Он считал, что для того чтобы решить проблемы
бытия, морали и религии нужно знать возможности
человеческого познания и установить
его границы. Необходимые условия познания
заложены в самом разуме и составляют
основу знания. Они придают знанию характер
необходимости и всеобщности. Он различал
воспринимаемые человеком явления вещей
и вещи как они существуют сами по себе.
Мы познаем мир не так, как он есть на самом
деле, а только так, как он нам является.
Нашему знанию доступны только явления
вещей (феномены) , составляющие содержание
нашего опыта. В результате воздействия
"вещей самих по себе" на органы чувств
возникает хаос ощущений. Приводим мы
этот хаос в единство и порядок силами
нашего разума. Миру явлений соответствует
независимая от человеческого сознания
сущность вещей - "вещи сами по себе".
Абсолютное познание их невозможно. Они
для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая,
но не данная в опыте сущность.
Кант был убежден, что идеи пространства
и времени человеку известны прежде восприятий.
Пространство и время идеальны, а не реальны.
Чувственные впечатления связываются
между собой посредством суждений, в основе
которых лежат категории, т.е.
общие понятия, которые по Канту, суть
"чисто логические" формы, характеризующие
только "чистое мышление", а не его
предмет. В своем учении о познании Кант
большое место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось им как необходимый момент
познания.
Но диалектика для него - лишь гносеологический
принцип, она субъективна, т.к. отражает
только противоречия мыслительной деятельности.
Именно потому, что в ней противопоставляется
содержание занятий и их логическая форма
и предметом диалектики становятся сами
эти формы в их отрыве от содержания знаний,
Ленин назвал логику Канта "формальной".
Немецкая классическая философия после
Канта разрабатывалась такими выдающимися
философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф.
Шеллинг (1775-1854) . Оба стремились преодолеть
кантовское противопоставление феномена
и ноумена, обосновав познавательную активность
в некотором едином принципе - в абсолютном
Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления
и бытия (Шеллинг) . Последний дал тонкий
анализ категорий диалектики, в частности
свободы и необходимости, тождества, единого
и многого и др., послужив предтечей гегелевской
объективно-идеалистической диалектики.
Его изыскания в области философии природы
оказали большое влияние на умы естествоиспытателей,
а также на русскую философию.
Отличительной чертой немецкой классической
философии являлось преобладанием в ней
идеализма. Крупнейшим её достижением
стало развитие диалектики, исследование
её категорий и законов.
Высшим достижением немецкой классической
философии являлась диалектика Гегеля
(1770-1831) . Он родился в семье высокопоставленного
чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском
теологическом институте, где прослушал
философский и теологический курсы. Восторженно
встретил революционные события во Франции.
В этот период выступал противником феодальных
порядков в Германии, сторонником республики.
В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге.
После падения Наполеона и распространения
реакции Гегель эволюционирует во взглядах,
утверждая, что прусское государство устроено
на разумных началах.
В
1818 г. приглашён для чтения лекций
в Берлинский университет, где проработал
до конца жизни. 2.Тождество
бытия и мышления -
исходный пункт
философии Гегеля. В своих
ранних произведениях Гегель исследует
христианство, античные религии. Им были
написаны "Народная религия и
христианство", "Жизнь Иисуса".
Первое выдающееся произведение "Феноменология
духа" - опубликовано в 1807 г, в Йене.
Будучи директором гимназии, он создал
самое значительное своё произведение
- "Науку логики" (1812-1816) . |
Стремясь
последовательно провести принцип
тождества мышления и бытия, Гегель
рассматривает мышление (абсолютную
идею) не как неподвижную, неизменную
первосущность, а как непрерывно развивающийся
процесс познания, восходящий от одной
ступени к другой, более высокой. В силу
этого абсолютная идея не только начало,
но и развивающееся содержание всего мирового
процесса. В этом смысл известного положения
Гегеля о том, что абсолютное должно быть
понято не только как предпосылка всего
существующего, но и как его результат,
т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую
ступень развития "абсолютной идеи"
составляет "абсолютный дух" - человечество,
человеческая история.
Мышление по сравнению с чувственными
восприятиями представляет собой высшую
форму познания внешнего мира. Мы не можем
чувственно воспринимать то, чего уже
нет (прошлое) , то, чего еще нет (будущее)
. Чувственные восприятия непосредственно
связаны с объектами, предметами, воздействующими
на наши органы чувств; наука же обнаруживает,
открывает явления, которых мы не видим,
не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико
значение мышления, как ни беспредельны
возможности теоретического познания,
мышление базируется на данных чувственного
опыта и без него невозможно. Гегель в
силу свойственной ему идеалистической
недооценки чувственных данных не увидел
глубокого диалектического единства рационального
и эмпирического, не понял, как из чувственных
восприятий внешнего мира мышление черпает
свое содержание. Содержание мышления
(содержание науки) , по мнению Гегеля,
есть ему одному (одному лишь мышлению)
присущее содержание; оно не получено
извне, а порождено мышлением.
Познание, с этой точки зрения, не есть
обнаружение того, что существует вне
нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание
содержания мышления, науки. Выходит, следовательно,
что мышление и наука познают свое собственное
содержание и познание оказывается самосознанием
духа. В конечном итоге Гегель приходит
к фантастическому выводу, что человеческое
мышление есть лишь одно из проявлений
некоего абсолютного, вне человека существующего
мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное,
божественное, действительное, необходимое
совпадают друг с другом, согласно учению
Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших
тезисов гегелевской философии: все действительное
разумно, все разумное действительно.
Мышление отражает объективную реальность,
и, поскольку оно правильно ее отражает,
можно говорить о разумном взгляде на
мир.
Но Гегель отождествляет отражение действительности
(разум) и то, что отражается, - объективную
реальность. Это тождество мирового разума
с многообразным миром явлений, этот процесс
мышления, содержит в себе все многообразие
действительности, и называется им "абсолютной
идеей", с одной стороны, наполняется
совершенно реальным природным и историческим
содержанием, а с другой стороны, оказывается
рафинированным представлением о Боге.
3.Логика
Гегеля.
Основной
формой мышления является понятие. Поскольку
Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно
обожествляет и понятие.
Оно, по его учению, "есть начало всякой
жизни" и представляет собой "бесконечную
творческую форму, которая заключает внутри
себя всю полноту всякого содержания и
служит вместе с тем его источником".
Выступая против материалистического
учения о понятии как высшей форме отражения
объективной действительности, Гегель
ставит с ног на голову действительное
отношение между мышлением и бытием: не
мышление, говорит он, отражает бытие,
а бытие представляет собой воплощение
мышления, понятия, идеи.
Итак, исходный пункт гегелевской философской
системы идеалистическое отождествление
мышления и бытия, сведение всех процессов
к процессу мышления. Действительная история
сводится к истории познания, а рост и
углубление знаний о мире рассматриваются
как развитие самой действительности.
Гегель обожествляет процесс познания,
осуществляемый человечеством, выдавая
его за божественное самопознание, а также
за познание человечеством Бога и тем
самым самого себя.
Основные части философской системы Гегеля
- логика, философия природы и философия
духа, к которой непосредственно примыкают
философия права, философия истории, эстетика,
философия религии, история философии.
Логика, как это вытекает из исходного
положения гегелевской философии составляет
важнейшую часть его системы, поскольку
тождество мышления и бытия означает,
что законы мышления, которыми и занимается
логика, суть подлинные законы бытия: и
природы, и человеческой истории и познания.
До Гегеля логика считалась наукой о субъективных
(человеческих) формах мышления. Не отрицая
необходимости такой научной дисциплины,
т.е. формальной логики, как науки об элементарных
формах и законах правильного мышления,
Гегель ставит перед логической наукой
задачу исследовать наиболее общие закономерности
развития познания.
Своё логическое учение Гегель изложил
в работах "Наука логики", "Энциклопедия
философских наук" и в "Философской
пропедевтике" (здесь оно изложено популярно)
. Гегель объявляет логику учением о сущности
всех вещей. Поэтому в гегелевской "Науке
логики" кроме обычных для логики вопросов
и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются
такие вопросы, которыми формальная логика
никогда не занималась: вопросы о закономерностях
самой действительности, о превращении
количественных изменений в качественные,
о соотношении философских категорий
и т.д.
Своё
логическое учение Гегель изложил в
работах "Наука логики", "Энциклопедия
философских наук" и в "Философской
пропедевтике" (здесь оно изложено
популярно) . Гегель объявляет логику учением
о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской
"Науке логики" кроме обычных для
логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений
рассматриваются такие вопросы, которыми
формальная логика никогда не занималась:
вопросы о закономерностях самой действительности,
о превращении количественных изменений
в качественные, о соотношении философских
категорий и т.д.
Логику Гегель подразделяет на учение
о бытии, сущности, понятии. Начало всего
- чистое ничто, так как оно есть в то же
время и чистая мысль. В этом случае оно
есть в то же время и ничто, лишённое каких-либо
определений. Бытие и ничто взаимопереходят
друг в друга, происходит становление,
в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они
одновременно и упразднены, и сохранены.
В этом процессе выявляются три основных
момента бытия, его триада: утверждение
(тезис) , отрицание этого утверждения
(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания,
снятие противоположностей (синтез) . Вот
пример такого диалектического цикла,
приведённый Гегелем: "Почка исчезает,
когда распускается цветок, и можно было
бы сказать, что она опровергается цветком;
точно так же при появлении плода цветок
признаётся ложным наличным билетом растения,
а в качестве его истины вместо цветка
выступает плод. Эти формы не только различаются
между собой, но и вытесняют друг друга
как несовместимые. Однако их текучая
природа делает их в то же время моментами
органического единства, в котором они
не
только
не противоречат друг другу, но один так
же необходим, как и другой; и только эта
одинаковая необходимость и составляет
жизнь целого" (Гегелевская постановка
вопроса о диалектической логике носит
идеалистический характер, поскольку
Гегель отождествляет законы природы
с законами логики, мышления. Нельзя согласиться
с гегелевским пониманием объективности
форм мышления, но оно содержит в себе
глубокую догадку о том, что различные
формы мышления по самой своей структуре
аналогичны отношениям и процессам, имевшим
место в объективной действительности.
Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном
движении, переходят, "переливаются"
друг в друга, изменяются. развиваются,
превращаются в свою противоположность,
обнаруживая внутренне присущие им противоречия,
которые и составляют движущую силу их
развития. Развитие понятий, идет от абстрактного
к конкретному, от одностороннего, бедного
содержанием понятия к понятию, все более
богатому содержанием, охватывающему
в единстве различные, даже противоположные,
стороны. Гегель показывает, что количественные
изменения приводят к изменениям качественным,
совершаются путем скачка, прерыва непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления,
о взаимосвязи и движении понятий косвенно
указывает на содержание и закономерности
развития тех реальных материальных процессов,
которые вопреки учению Гегеля существуют
независимо от познания, от мышления. Конечно,
Гегель не мог "выдумать" диалектику
понятий: ее действительным источником
была реальная диалектика вещей в природе
и обществе.
Характеризуя сущность как философскую
категорию, Гегель указывает, что к ней
следует отнести и то, что отличает явления
друг от друга, и то, что одинаково, тождественно
в них. Но в противоположность метафизике
Гегель утверждает, что тождество и различие
не существуют отдельно друг от друга,
а представляют собой противоположные,
друг с другом связанные моменты сущности.
Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия,
говоря о различии, предполагаем тождество.
Гегель противопоставляет метафизическому
представлению об абстрактном, исключающим
различия в тождестве, диалектическое
представление о конкретном тождестве,
содержащем в себе различия.
Понятие абстрактного тождества предполагает
существование неизменных, всегда одинаковых
вещей. Понятие конкретного тождества,
напротив, указывает на то, что каждое
явление изменяется, т.е. не остается самим
собой, всегда одинаковым, а переходит
в другое, содержит в себе это другое как
противоположность, отрицание, зародыш
будущего.
Характеризуя понятие, Гегель правильно
отмечает, что оно не есть только общее.
Общее, взято само по себе, вне связи с
особенным, т.е. с тем, что отличает одно
явление от другого, бессодержательно.
В реальной действительности, а следовательно
и в понятии общее, особенное и единичное
также неразделимы, как тождество и различие
в сущности явлений. Раскрывая многократность
понятия, единство различных сторон в
самой действительности, Гегель приходит
к выводу, что истина лишь постольку есть
истина, поскольку содержит в себе в единстве
различные, в том числе и противоположные,
стороны реального. В этом смысле Гегель
утверждает: абстрактной истины нет, истина
всегда конкретна.
Понятие как единство общего, особенного
и единичного получает свое необходимое
выражение в различных видах суждений
и умозаключений, которые изображаются
Гегелем как обнаружение и осуществление
творческой мощи присущей "понятию"
как внутренней основе всех тех процессов,
которые наблюдаются в природе и обществе
на всем протяжении истории.
Информация о работе Німецька філософія. Гегель і його погляди