Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:59, доклад
Одним из главных произведений Фридриха Ницше (15.10.1844 — 25.08.1900) является «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». Аутентичной «Воли к власти» не существует: своей версии этой книги Ницше не оставил. В течение последних четырех-пяти лет своей жизни он действительно работал над проектом с названием «Воля к власти». Но проект этот так и остался незавершенным. Тем не менее, усилиями его сестры Элизабет Ферстер-Ницше и Петера Гаста эта книга была смонтирована и с тех пор неразрывно связана с именем Ницше.
Ницше. Воля к власти
Одним из главных произведений Фридриха Ницше (15.10.1844 — 25.08.1900) является «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». Аутентичной «Воли к власти» не существует: своей версии этой книги Ницше не оставил. В течение последних четырех-пяти лет своей жизни он действительно работал над проектом с названием «Воля к власти». Но проект этот так и остался незавершенным. Тем не менее, усилиями его сестры Элизабет Ферстер-Ницше и Петера Гаста эта книга была смонтирована и с тех пор неразрывно связана с именем Ницше. Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году, в 1906-ом издание дополнено (9, 10 тома).
Основополагающим постулатом является утверждение Ф. Ницше о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Его позиция напоминает позицию Артура Шопенгауэра, которого он в определенной мере считал своим учителем. Но А. Шопенгауэр делает пессимистические выводы из действия воли к жизни, которая всегда оборачивается для человека непреодолимым злом, то Ф. Ницше видит в действии мировой воли позитивные начала. Мировая воля, чтобы стать позитивной, должна приобрести особый вид – «волю к власти, волю к господству, волю к подчинению». Воля к власти есть проявление мощи и силы, энергии воли. «Волю к власти» он рассматривает как основную форму воли, а саму жизнь как ее «разветвление», проявление в многообразии «воли к власти». Воля к власти есть требование самой жизни, суть и причина бытия.
Наиболее полно и ярко «воля к власти» проявляется в органическом мире, в живой природе. Она предстает как «инстинкт воли к власти», инстинкт к превосходству и подчинению. Инстинкт воли к власти пронизывает весь животный мир и по своей природе присущ человеку. Он нередко называет «инстинкт воли к власти» «аффектом командования» над тем, кто обязан подчиняться. Человек есть лишь высший носитель «воли к власти», ее силы и возрастающего могущества. В человеке это чувство воли к власти постоянно возрастает, достигает высшего могущества. В реальной жизни выживает сильнейший. В этом, по убеждению Ф. Ницше, и состоит достоверное содержание самой жизни. Философию Ф. Ницше поэтому нередко определяют как «философию жизни».
От внимания Ф. Ницше не ускользает и проблема свободы, свободы воли. По убеждению Ф. Ницше, свобода воли к власти состоит в одном: в устранении любых препятствий, стесняющих, ограничивающих проявление «мощи воли к власти» как требования самой жизни. Таким препятствием он считает границы добра и зла. Она (жизнь) должна выйти за их границы, чтобы проявить свою природу, свою мощь и свою силу. Такой сферой свободы воли, по Ф. Ницше, может быть только сфера, где нет ни требования добра, ни требования зла, а есть требование инстинкта воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Ницше считает, что эпохой, в которой наиболее полно воплощалось в жизни требование, закон воли к власти была дохристианская эпоха – эпоха Античного мира, до Сократа и Платона, эпоха Древнего Востока. Последним этапом была, по утверждению Ф. Ницше, эпоха Европейского Возрождения. Их объединяет одно – там действовали герои, яркие индивидуальности, обладавшие силой и мощью характера, не боящиеся любых препятствий и преодолевающие их на пути утверждения воли к власти, не отягощенных нравственными предрассудками стыда господствовать над слабыми, склонными к подчинению, утратившими черты героев. Поэтому «мир, в котором мы живем, ошибочен», считает Ф. Ницше. Преодоление утраты «воли к власти» как первоосновы жизни возможно только в форме «вечного возвращения» к первозданным инстинктам воли к власти, которые мы унаследовали от животных. По мнению Ницше, человечество на протяжении последних двух тысячелетий находится в состоянии декаданса, упадка, деградации и пессимизма, поскольку оно утратило «инстинкт воли к власти». Человечество стало слишком изнеженным, слишком человеческим. Ницше приходит к выводу, что христианство в целом препятствует основополагающему принципу жизни – достичь энергии величия воли к власти.
Чтобы достигнуть этой цели необходим новый тип человека, который существовал в прошлом (в Древней Греции, в эпоху Римской империи. Таким типом человека может быть «сверхчеловек», принадлежащий к особой, чистой расе, образцом которой были греки, а идеалом, прообразом такого человека является Заратустра, созданный воображением Ф. Ницше в книге «Так говорил Заратустра». Страсть к господству – «основа и сила его бытия».
«Сверхчеловек» обладает новым типом «благородства», «аристократизма духа»: не сострадание, не жалось, не милосердие, что присущи Иисусу Христу, а жестокость, способность переступить границу дозволенного во имя долга, не останавливаться перед насилием и войной во имя осуществления воли к власти. На место христианского Бога он ставит «сверхчеловека». Иисус Христос, по Ницше, доказательство, пример смерти Бога. Для «сверхчеловека» осуществление воли к власти – призвание, обязанность, долг.
В соответствии со своей теорией «сверхчеловека» Ф. Ницше создает строго кастовую иерархию общества.
К высшей касте общества те, «кого всех меньше», «духовных по преимуществу», обладающих преимущественными правами «воплощать на земле счастье, красоту и благо». В терминологии Ф. Ницше они – «сверх-личности», «они самые крепкие». Они жестоки к себе и другим, аскетизм – их природа. «Они господствуют не потому, что хотят, а потому, что они господа; они не вольны быть вторыми».
Второй слой составляют люди с сильным темпераментом. Они – «стражи права, устроители безопасности и порядка, благородные воины, судии, блюстители закона». Они берут на себя все грубо материальное в трудах правления. Они ученики, последователи первых. Два эти слоя составляют элиту общества.
Третий слой составляют люди, не выдающиеся ни в одном, ни в другом, посредственные. Это люди ремесла, торговли, земледелия, большей части искусств, «вся совокупность профессиональной деятельности – все это сочетается лишь со средним уровнем умений и желаний. Они общественно полезны. В этом их счастье – быть посредственностью, «к этому влечет их природный инстинкт». Посредственности играют важную роль в укреплении устойчивости иерархически кастового общества. Они составляют ту «почву», на которой может «произрастать» элита общества. Более того, по его мнению, «посредственностью обусловлена культура в ее высоком развитии».
Итак, Ницше понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое с "волей власти". "Жизнь только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти".