Немецкий философ Фридрих Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия и художественного творчества: "аполлоническое " и "дионисическое".

Работа содержит 1 файл

Немецкий философ Фридрих Ницше.doc

— 40.00 Кб (Скачать)
Немецкий  философ Фридрих Ницше (1844 —1900) для  различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два  начала бытия и художественного  творчества: "аполлоническое " и "дионисическое".  
 
В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы. Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он —источник света, носитель божественного откровения: "Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее". Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. "Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном — человеком".  
 
Чтобы показать, в чем состоят различия "аполлонического" и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.  
 
Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, "в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость "иллюзии", вместе со всей ее красотой". Дионис символизирует ужас и восторг: "чудовищный ужас", охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и "блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы", когда нарушен принцип индивидуализма, "разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и "дерзкой модой".., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним".  
 
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало  
— рациональное  
— мера, золотая середина  
— иллюзорно-оптимистическое  
— состояние покоя  
— индивидуальность  
 
ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало  
— иррациональное  
— безмерное буйство  
— трагико-героическое  
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность  
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство  
 
Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как "аполлоническое" и "дионисическое". Эти начала прорываются из самой природы "без посредства художника-человека". Человек в концепции Ф. Ницше - только "подражатель" и проводник имеющихся в природе сил: "...каждый художник является только "подражателем" и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, ... одновременно художником и опьянения и сна". С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).  
 
"Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.  
 
Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как рашичие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: "аполлонического" и "дионисического". Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, ".. как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении.
 
 
Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под  ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.
 
 
 

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н.э.) Египет достиг вершины  стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти  сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы — пирамиды. Знаменитая «ступенчатая пирамида» в Саккаре по соседству с древней столицей Мемфисом была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания.

Самая крупная  пирамида была построена в Гизе для  фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно  сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

К концу эпохи  Древнего царства усилилось влияние  крупной аристократии, центральная  власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н.э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды и другие гробницы подверглись разграблению.

В конце IV тысячелетия  до нашей эры, в то время когда  Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация. Искусство Древнего Египта обычно делят на три основных периода, согласно общей периодизации его истории: — искусство Древнего Царства — искусство Среднего Царства — искусство Нового Царства Художественный стиль древнеегипетского искусства мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приемов изображения на плоскости. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и  рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествленных при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Двадцать восемь веков до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута грандиозная пирамида Джосера. Творение Имхотепа, обожествленного египтянами при жизни как сына бога Птаха, стало предметом подражания при возведении усыпальниц для фараонов следующего поколения. Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознесшиеся на западном берегу Нила (ныне Гиза близ Каира). Человеческие фигуры, воплощенные в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперед левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Египтяне верили, что душа в любой момент должна вселиться обратно в тело или в его аналог. Поэтому в рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.

Скульптурные  портреты ярко раскрашивали, но секреты  этих красок утеряны. Притягательными  в скульптурном образе человека были глаза, — египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок. В искусстве всегда важны даже мелкие детали и штрихи.

Информация о работе Немецкий философ Фридрих Ницше