Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 07:01, контрольная работа

Описание работы

Немецкая классическая философия - уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характерные черты немецкой классической философии……………………3
2. Основные проблемы и направления немецкой классической философии…6
3. Место и роль немецкой классической философии в истории……………...11
4. Диалектика Гегеля…………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Фихте рассматривал взаимодействие Я и  не-Я. По его мнению, понять деление Я на «абсолютное» и «эмпирическое» и их взаимодействие с не-Я позволяет «наукоучение» - такой статус он предназначал философии. Таким образом, Фихте, незаметно для самого себя, поворачивает с позиций субъективного идеализма на позиции объективного идеализма.

     Фридрих Вильгельм Шеллинг критически пересматривает субъективный идеализм Фихте. Ему он противопоставляет созерцательный объективный идеализм. Философия Шеллинга получила название «натурфилософии». Натурфилософия Шеллинга возникла как ответ на потребность в философском обобщении новых естественно - научных открытий, которые были получены к концу XVIII в. и вызывали широкий общественный интерес. Шеллинг предпринял попытку найти единое основание всем этим открытиям: он выдвинул идею идеальной сущности природы, нематериального характера её активности. Следствием появления натурфилософии Шеллинга был подрыв оснований субъективного идеализма Фихте и поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.

     Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля явилась завершением классического немецкого идеализма. Согласно ей в основании мира лежит объективная идея - мироидея. Его философская система - это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Гегелевская философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др.

     Людвиг  Андреас Фейербах, выступая с позиций материализма, создает новую его форму - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы. Фейербах подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля, противопоставив ей свой антропологический материализм. Фейербах выступал не только против идеализма, но и против вульгарного материализма. Он постоянно подчёркивал, что истина не есть материализм (имея в виду вульгарный материализм), ни идеализм, а только антропология.

     Подводя итог, можно сказать, что общим для философов немецкой классической философии является мировоззренческое утверждение большинства из них в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности).

3. Место и роль немецкой классической философии в истории философии

     С конца XVIII столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость.

     Задача  философски обобщить состояние и  уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легла на плечи немецких философов.

     Немецкая  философия конца XVIII - середины XIX столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности. Благодаря естественно - научной революции XVII в., а также открытиям естествознания XVIII в. в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания, в качестве которого выступили точные науки - математика, механика. Все остальное «ненаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, объявлялось второстепенным.

     Классики  немецкой классической философии показали, что наука - одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают  в себе неисчерпаемые богатства, они ценны и незаменимы. Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны. Также немецкая классическая философия доказала, что нет варварских или цивилизованных народов, а у каждого народа есть свой «дух», который неповторим и имеет индивидуальное предназначение.

     Таким образом, немецкой классической философией была снята однозначность дихотомий  «научно - ненаучно», «истинно - ложно», «цивилизованно - варварски» и пр. Картина  мира стала несравненно более  сложной и объемной. Формирование таких тезисов стимулировало появление в XIX в. новых отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о культуре, гуманитарном знании. Философскими открытиями немецкой классической философии являются идеи опознавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания. Разработка философских понятий и категорий была проведена на очень высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является образцовой.

     Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала - несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, - тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

     Немецкая  философия конца XVIII - середины XIX столетия была названа классической, т.к.: сформулировала основные выводы по всей истории философии; выработала критерии оценки философских систем; указала дальнейшие интеллектуальные ориентиры развития философии. 
 
 
 

4. Диалектика Гегеля

 

     Высшим  достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

     Опираясь  на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем  отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне. реального ее применения как бесплодную схоластическую.

     Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т. е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

     Исходя  из диалектического положения о  единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».

     Гегель  резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в  конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверхприродного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

     Он  полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.

     Гегель  отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

     Первоначальное  тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

     Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

     Стремясь  последовательно провести принцип  тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно раз развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т. е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» - человечество, человеческая история.

     Мышление  по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму  познания внешнего мира. Мы не можем  чувственно воспринимать то, чего уже  нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.

       Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т. е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.

     Мышление  отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

Информация о работе Немецкая классическая философия