Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

В «Критике чистого разума» Канта, Антиномии Чистого Разума - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие «идей разума» (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных.

Содержание

И. Кант об антиномиях чистого разума в «Критике чистого разума».

Философия абсолютного тождества Ф. Шеллинга. Переход Ф. Шеллинга к «позитивной философии».

Г. Гегель: учение о бытии. Принципы взаимосвязи категорий.

Тесты:


1) Восстановите по смыслу пропущенное понятие:

« ? есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании». (И. Кант)



2)Выберите правильный ответ.

Как называется наука об идее в себе и для себя: а) философия духа; б) логика; в) философия природы; г) феноменология духа; д) этика? (Гегель).

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Немецкая Классическая Философия РАБОТА.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Гегель  приводит ряд примеров из «предметного мира», для пояснения закона перехода количественных изменений в качественные, а это арифметические отношения, химические соединения, агрегатные состояния воды в зависимости от температуры и т.д. Так, например, соединение кислорода и азота даёт ряд окислов азота, появляющихся лишь при определённых количественных отношениях и обладающих вследствие этого качественными различиями.

Движение  от одного качества к другому совершается  при непрерывном постепенном  изменении количества. Переход в  новое качество совершается посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует узел.

Процесс меры, который попеременно то оказывается  только изменением количества, то переходом  количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношения меры.

Следует также упомянуть, что мера как  единство количества и качества есть, по Гегелю, вместе с тем завершённое  бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначала как что–то совершенно абстрактное и лишённое определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определённости бытие достигает в мере. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей. Ведь прославление Бога состоит главным образом в провозглашении, что именно Он положил всему границы: морю и суше, рекам и горам, а также различным видам растений и животных. В подобном представлении заключена, кроме того, мысль, что всё человеческое: богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и т.д.- имеет свою определённую меру, превышение которой ведёт к разрушению, к гибели.

В своих  рассуждениях «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собой чего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого субстрата, например, лёд, вода, пар, суть различные состояния одного и того же вещества. Ряды отношения меры, говорит Гегель, должны быть мыслимы, как состояния, в основе которых лежит нечто пребывающее,субстрат, как их носитель. «Теперь такие отношения, - пишет Гегель, - определены лишь как узлы одного и того же субстрата. Тем самым меры и положенные с ними самостоятельности низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение некоторогосостояния и переходящее в положенно как остающееся в этом изменении тем же самым».14 Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.

Учение  о сущности составляет второй раздел «Науки Логики» Гегеля, которое затем  переходит в учение о понятии.

        Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля, и в их числе «Наука Логики», в которой Гегель развил своё учение о бытии, с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме. И только после этого история дала примеры «движения науки» и практики, в котором всё более сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля стояла у истоков широкого распространения диалектики как теории развития, как метод познания и действия. В известном смысле, всё сделанное великим философом раньше, т.е. до создания своеобразного идейного центра – «Науки Логики» – служило поиску логического принципа и формированию системы логики, а написанное позже было развёртыванием заключённых в ней теоретических элементов.

Гегелевская система всё реально существующее превращала в логические категории  в плане единой и диалектически  развивающейся деятельности абсолютной идеи, которая развивается от абстрактного к конкретному, благодаря чему система Гегеля приобрела строгую последовательность. Поэтому бытие по Гегелю есть начальная категория всей философской системы. Бытие есть первое и чистое полагание абсолютной мысли; о нём известно только то, что оно есть некое ( пока неизвестно какое ) качество, количество и мера. Логика Гегеля в наиболее полной мере охватывает большинство предшествующих учений о бытии. Гегель рассматривал бытие как развивающееся целое, которое для абсолютного идеализма есть объективно развивающаяся идея.

Не исключено, что философская система Гегеля имеет и противников, которые  находят ошибку философа главным  образом в том, что движение мысли  от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой действительности. Логическое и историческое у него полностью совпадают. К тому же примат у философа принадлежит логике: история есть лишь предметное воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.

Однако даже сам Гегель был далёк от мысли, что система философских категорий может передать всё богатство реальности; эта система отражает самые общие, самые основные связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Философская система Гегеля даёт человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на глобусе, которые хотя и не проведены на Земле, тем не менее не являются прост выдумкой и помогают человеку осваивать мир.

Даже  если учение Гегеля ложно, как считают многие философы, оно ещё сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории. Оно наилучшим образом представляет определённый вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща.

 
  1. Тесты:
 
 

    1) Восстановите по смыслу пропущенное понятие:

    « ? есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании». (И. Кант)

     

Ответ:  «Воображение».

    Кант характеризует воображение, как одну "из основных способностей человеческой души, лежащую в основании всякого априорного познания". Более конкретная характеристика воображения такова: "воображение есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании"

 
 

          2) Выберите правильный ответ.

    Как называется наука об идее в себе и для себя: а) философия духа; б) логика; в) философия природы; г) феноменология  духа; д) этика? (Гегель).

 

Ответ: б) логика.

 
 
 
  1. Список  использованной литературы:
 
  • И. Кант.  (Критика чистого раз ума) / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. — М.: Эксмо, 2007.
  • Шульц И. Разъясняющее изложение "Критики чистого разума": Руководство для чтения. Пер. с нем. — Изд. 2, испр. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
  • Линьков Е. С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973.
  • Большая советская энциклопедия, М., 1964.
  • Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974.
  • Философская энциклопедия, М., 1973.

Информация о работе Немецкая классическая философия