Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:59, контрольная работа
В «Критике чистого разума» Канта, Антиномии Чистого Разума - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие «идей разума» (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных.
И. Кант об антиномиях чистого разума в «Критике чистого разума».
Философия абсолютного тождества Ф. Шеллинга. Переход Ф. Шеллинга к «позитивной философии».
Г. Гегель: учение о бытии. Принципы взаимосвязи категорий.
Тесты:
1) Восстановите по смыслу пропущенное понятие:
« ? есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании». (И. Кант)
2)Выберите правильный ответ.
Как называется наука об идее в себе и для себя: а) философия духа; б) логика; в) философия природы; г) феноменология духа; д) этика? (Гегель).
Список использованной литературы.
Гегель приводит ряд примеров из «предметного мира», для пояснения закона перехода количественных изменений в качественные, а это арифметические отношения, химические соединения, агрегатные состояния воды в зависимости от температуры и т.д. Так, например, соединение кислорода и азота даёт ряд окислов азота, появляющихся лишь при определённых количественных отношениях и обладающих вследствие этого качественными различиями.
Движение от одного качества к другому совершается при непрерывном постепенном изменении количества. Переход в новое качество совершается посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует узел.
Процесс меры, который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношения меры.
Следует также упомянуть, что мера как единство количества и качества есть, по Гегелю, вместе с тем завершённое бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначала как что–то совершенно абстрактное и лишённое определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определённости бытие достигает в мере. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей. Ведь прославление Бога состоит главным образом в провозглашении, что именно Он положил всему границы: морю и суше, рекам и горам, а также различным видам растений и животных. В подобном представлении заключена, кроме того, мысль, что всё человеческое: богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и т.д.- имеет свою определённую меру, превышение которой ведёт к разрушению, к гибели.
В своих
рассуждениях «Науке Логики» Гегель
довольно чётко говорит о том,
каким образом категория меры переходит
в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений.
Качество, количество, мера, согласно Гегелю,
не представляет собой чего-то самостоятельного,
а суть состояние некоторого субстрата,
например, лёд, вода, пар, суть различные
состояния одного и того же вещества. Ряды
отношения меры, говорит Гегель, должны
быть мыслимы, как состояния, в основе
которых лежит нечто пребывающее,субстрат, как
их носитель. «Теперь такие отношения,
- пишет Гегель, - определены лишь как узлы
одного и того же субстрата. Тем самым
меры и положенные с ними самостоятельности
низводятся до состояний. Изменение
есть лишь изменение некоторогосостояния и переходя
Учение о сущности составляет второй раздел «Науки Логики» Гегеля, которое затем переходит в учение о понятии.
Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля, и в их числе «Наука Логики», в которой Гегель развил своё учение о бытии, с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме. И только после этого история дала примеры «движения науки» и практики, в котором всё более сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля стояла у истоков широкого распространения диалектики как теории развития, как метод познания и действия. В известном смысле, всё сделанное великим философом раньше, т.е. до создания своеобразного идейного центра – «Науки Логики» – служило поиску логического принципа и формированию системы логики, а написанное позже было развёртыванием заключённых в ней теоретических элементов.
Гегелевская
система всё реально
Не исключено, что философская система Гегеля имеет и противников, которые находят ошибку философа главным образом в том, что движение мысли от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой действительности. Логическое и историческое у него полностью совпадают. К тому же примат у философа принадлежит логике: история есть лишь предметное воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.
Однако даже сам Гегель был далёк от мысли, что система философских категорий может передать всё богатство реальности; эта система отражает самые общие, самые основные связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Философская система Гегеля даёт человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на глобусе, которые хотя и не проведены на Земле, тем не менее не являются прост выдумкой и помогают человеку осваивать мир.
Даже если учение Гегеля ложно, как считают многие философы, оно ещё сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории. Оно наилучшим образом представляет определённый вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща.
1) Восстановите по смыслу пропущенное понятие:
« ? есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании». (И. Кант)
Ответ: «Воображение».
Кант характеризует воображение, как одну "из основных способностей человеческой души, лежащую в основании всякого априорного познания". Более конкретная характеристика воображения такова: "воображение есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании".
2) Выберите правильный ответ.
Как называется наука об идее в себе и для себя: а) философия духа; б) логика; в) философия природы; г) феноменология духа; д) этика? (Гегель).
Ответ: б) логика.