Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:41, реферат
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Общая характеристика немецкой классической философии.
Иммануи́л Кант
Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х
Немецкая
классическая философия
План:
Общая
характеристика немецкой классической
философии
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Вклад
немецкой классической философии в
мировую философскую мысль
1.
учения немецкой классической
философии способствовали
2.
немецкая классическая
3.
рассматривала историю как
Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант (1724-1804)- профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Он был одним из величайших умов человечества, основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Немецкая
классическая философия после Канта разрабатывалась
такими выдающимися философами, как И.Г.
Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились
преодолеть кантовское противопоставление
феномена и ноумена, обосновав познавательную
активность в некотором едином принципе
– в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном
тождестве бытия и мышления (Шеллинг).
Последний дал топкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы и необходимости,
тождества, единого и многого и др., послужив
предтечей гегелевской объективно-идеалистической
диалектики. Его изыскания в области философии
природы оказали большое влияние на умы
естествоиспытателей, а также на русскую
философию (особенно через славянофилов
и Чаадаева, с которым немецкий философ
был лично знаком и состоял в переписке).
Иммануи́л
Кант
Родился
в небогатой семье
Этапы творчества
Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год)
I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным
философским произведением
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».
Кант
не разделял безграничной веры в силы
человеческого разума, называя эту
веру догматизмом. Кант, по его словам,
совершил Коперниканский переворот в
философии, тем, что первым указал, что
для обоснования возможности знания следует
признать, что не наши познавательные
способности должны сообразовываться
с миром, а мир должен сообразовываться
с нашими способностями, чтобы вообще
могло состояться познание. Иначе говоря,
наше сознание не просто пассивно постигает
мир как он есть на самом деле (догматизм),
но, скорее, наоборот, мир сообразуется
с возможностями нашего познания, а именно:
рассудок является активным участником
становления самого мира, данного нам
в опыте. Опыт по сути есть синтез того
содержания, материи, которое дается миром
(вещей в себе) и той субъективной формы,
в которой эта материя (ощущения) постигается
сознанием. Единое синтетическое целое
материи и формы Кант и называет опытом,
который по необходимости становится
чем-то только субъективным. Именно поэтому
Кант различает мир, как он есть сам по
себе (то есть вне формирующей деятельности
рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан
в явлении, то есть в опыте.
Лю́двиг
Андре́ас фон Фейерба́х
Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом вНюрнберге на горе Рехенберг.
Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.
Основные работы
Первым
значительным произведением Фейербаха
была «История новой философии
от Бэкона до Спинозы»
(1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже
зарождается вопрос, который всегда всего
более интересовал Фейербаха — вопрос
об отношении философии к религии. Вторую
часть истории философии составило исследование лейбницевской фил
В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).
Когда
имя автора стало известно, Фейербах
навсегда потерял возможность быть профе
Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства». В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» — Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму(«der Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайне левого» гегельянства.
Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных «вождей» немецкой социал-демократии.
Философское
развитие Фейербаха лучше всего
описано им самим: «Бог был моей первой
мыслью, разум — второй, человек — третьей
и последней»[источник не указан
Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.
Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого.