Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:55, реферат
Кант родился 27 апреля 1724 года в Кенигсберге, умер в том же городе 17 февраля 1804 года. Семья отличалась честностью и религиозностью в пиитическом духе. В юности Кант отличался слабым здоровьем, поэтому он разрабатывал целую систему гигиенических правил, которым следовал неукоснительность. О том, как управлять своим здоровьем, он написал специальную работу. Многое в ней может сегодня вызвать улыбку, но важно другое: безотказно работала сила внушения, что избранный режим единственно правильный.
Биография канта 2
Кант – основоположник немецкой классической философии 3
Заключение 13
Список используемой литературы 14
план
Кант родился 27 апреля 1724 года в Кенигсберге, умер в том же городе 17 февраля 1804 года. Семья отличалась честностью и религиозностью в пиитическом духе. В юности Кант отличался слабым здоровьем, поэтому он разрабатывал целую систему гигиенических правил, которым следовал неукоснительность. О том, как управлять своим здоровьем, он написал специальную работу. Многое в ней может сегодня вызвать улыбку, но важно другое: безотказно работала сила внушения, что избранный режим единственно правильный.
Пастор
Шульц был профессором
Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии. Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту, но гораздо раньше заявил себя как первостепенный ученый. В 1755 году он издал свою физико-астрономическую теорию мироздания, которую в сущности лишь повторил Лаплас через несколько десятилетий.
Канта принято называть «основоположником немецкой классической философии», почти все виды классического и современного философствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.
Иммануил Кант основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию должно быть разделено на два периода: докритический и послекритический.
В первый период творчества Кант создал «небулярную» космогоническую теорию, основные моменты которой таковы: солнечная система возникла и развивалась из первоначального диффузного облака материи на основе законов притяжения и отталкивания.
Второй период своего творчества, более тридцати лет, Кант посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Его основные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант агностик утверждает, что подлинная природа вещей не может быть доступна познанию, т.е. абсолютного познания нет. Кант в основном идеалист утверждает, что законы природы есть творение разума. В то же время в его философии есть ряд важных материалистических положений. Поэтому часто позицию Канта справедливо характеризуют как дуалистическую. Эта противоречивость позволила критиковать его учение и идеалистами, и материалистами.
Кант первый систематически научно показал, что «первичные» определения обусловлены познающим умом, но не в его эмпирических состояниях, а его априорными актами, создающими предмет как такт, к этой идее Кант подходит посредством формального разбора того, что есть познание. Познание вообще состоит из суждений, т.е. из такого соединения двух представлений, в котором одно служит предикатом другого. Но если всякое познание состоит из суждений, то нельзя сказать, наоборот, что всякое суждение; есть познание.
Отношение Канта к религии обусловлено его нравственной философией: он допускает только «моральную теологию», отрицая «теологическую мораль», т.е. по его точке зрения, религия должна быть нравственною, или основанной на нравственности, а никак не обратно.
Что касается культуры, то Кант понимает ее предельно широко, отделяя ее от цивилизации, к которой относится внешние проявления культуры, обнаруживающиеся во внешнем подобии нравственности – во внешней пристойности и честолюбии. Смысл развития культуры для Канта, как и самой человеческой истории, всестороннее развитие человека, для которого требуется развитие свободы. Свобода не дана для реального познания, но она указана практическому разуму посредством безусловного требования морального закона. Культура, по Канту, система гуманистических ценностей, высшая цель ее – счастье человеческого рода. Кант рассматривает два типа культуры «культуру умения» и «культуру воспитания». Первая необходима для достижения целей, но ее недостаточно для их «выбора»; только вторая освобождает волю от «деспотизма вожделений», от прикованности к вещам. Культура в широком смысле слова охватывает все, что противостоит природе, что сотворено людьми, но она безразлична к судьбе человека.
Отличая по типу правления деспотию от республики, Кант считает главным признаком республиканского строя отделения исполнительной власти от законодательной. Для него деспотизм – принцип самовластного исполнения государством законов, данных им самим.
Нельзя не признать замечательной мысли Канта о верховных правах народа, в частности в отношении вечного мира. Только народ может дать согласие на ведение войны, и люди, бесспорно, хорошенько подумают, прежде чем начать скверную игру, ведь все тяготы войны им придется взять на себя, в то время как абсолютный владыка государства, в котором его подданный не есть гражданин, легко может лишиться на нее по самому незначительному поводу.
Основная черта критической философии Канта – совмещение в ней материализма с идеалистическим учением о непознаваемости «вещей в себе». «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то в себе, - то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентальной, потусторонней, Кант выступает как идеалист».
Главная работа Канта «Критика чистого разума», появившаяся в 1781 году и посвященная исследованиям границ, дальше которых в силу устройства самого нашего сознания не может простираться компетенцией разума. Согласно Канту, воздействуя на нас, вещи не только дают нам многообразие ощущений то, что составляет содержание познания, но одновременно пробуждают нашу внутреннюю активность, которая и придает знанию организованный, оформленный характер. Эта независимая от всякого опыта познавательная активность и делает возможным познание опыта, придает ему всеобщий и необходимый, достоверный аподиктический характер. Главной целью философии Канта и становится получение ответа на вопрос благодаря чему, и в какой мере можно достичь познания предметов посредством чистого разума? Этот вопрос становится тождественным вопросу об основании синтеза, ибо при «синтетическом суждении я должен иметь еще нечто другое кроме субъекта, который не заключен в субъекте». Вся структура, «Критики чистого разума» построена, таким образом, «чтобы распознать возможности чистых синтезов в соответствии с их источниками». При этом Кант последовательно отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех видов знания – в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Одновременно он исследует общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм – чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). В трансцендентальной эстетике он обнаруживает априорные формы чувственности – чистые созерцания, с помощью которых разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают объективное всеобщее значение. Трансцендентальное истолкование чувственности и ее формы позволяют ему показать, как возможны априорные формы – пространство и время придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям. В трансцендентальной аналитике Кант исследует рассудок и его синтез с чувственностью и одновременно отвечает на вопрос об условиях возможности априорных синтетических суждений в естествознании; демонстрирует, как осуществляется синтез уже организованной априорными формами чувственности с рассудочными предпосылками, которые сам рассудок обязательно присоединяет к чувственному материалу. Эти предпосылки он назвал чистыми понятиями рассудка или категориями, которые и представляют собой формы единства, прибавляемые к многообразию чувственности.
Чистый разум, утверждает Кант, «присутствует и остается одинаковым во всех поступках человека при всех обстоятельствах времени, но сам он не находится во времени и не приобретает, например нового состояния, в котором он не находился раньше, он определяет состояние, но не определяется им». Следовательно, чистый разум не есть явление, он не подчинен каким либо условиям чувственности. Свобода есть порождение чистого разума, следствие присущей ему способности «самопроизвольно начинать ряд». В последнем разделе Кант сформировал три вопроса, обнимающие собой все духовные интересы человека и определяющие структуру философии:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
На первый вопрос Кант ответил своей теорией познания. На второй вопрос, который для Канта является главным, своей этикой, изложенной в «Критике практического разума». Главное для него поведение человека, его поступки. Кант говорит о первенстве практического разума перед теоретическим: «Знание только тогда имеет ценность, если оно помогает человеку стать человечнее, реализовать идею добра. На третий вопрос Кант ответил своим учением о культуре «Критика способности суждения», - большая работа Канта, указывающая «дорогу надежды», по которой следует идти человеку.
Речь шла в ней о принципе целесообразности, выражающем единый поход к живой природе и художественному творчеству.
На склоне лет Кант дополнил три вопроса «Критики чистого разума» четвертым: Что такое человек? Это главный вопрос Философии Канта.
В своей работе «Религия в пределах только разума» Кант спрашивал, каков человек по своей природе добр или зол? Вместе с тем человек обладает задатками добра, и именно моральное воспитание призвано привести к победе добра над человеческой склонностью к злу. Такая победа возможна, по Канту как «революция» в образе мыслей и чувств в качестве непременного условия формирования человека и человечества.
Кант считает, что если лишить человека права на самостоятельное преодоление своей прочности, значит, лишить его достоинства, возможности иметь заслугу перед лицом «небесного судьи». Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона Кант называет «моральной автономией».
Человек не свободен как явление природы, естественное существо, определяемое законами природы. Человек, говорит Кант, «может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы». Он не свободен как чувственное существо, обусловленное своими восприятиями, переживаниями, страстями. Каждый поступок человека происходит в определенный момент времени, который необходимо обусловлен тем, что предшествует ему во времени.
Следовательно, «в каждый момент времени, в который я действую, я никогда не бываю свободным». Но есть лишь форма бытия явлений. Его нет в мире «вещей в себе». Время идеально, оно чувственное априорное созерцание, имеющее отношение лишь к чувственно воспринимающему миру. Именно идеальность времени делает возможной свободу.
В основе этики Канта лежит утверждение, будто моральный закон может быть только формальным. Если бы в формулировку нравственного закона входило указание на содержание моральных действий, то по Канту, закон этот никогда не мог бы получить всеобщего и, безусловно, необходимого значения предписание такого закона было бы всего лишь условным, гипотетическим, и то время как он должен дать безусловное предписание «категорический императив». В разрез с господствовавшими учениями протестантских католических богословов ототношения религии к нравственности Канта, развивал идеи Бейля и Юма, утверждал, что не нравственность основывается на религии, а религия должна на нравственности. Опыт показывает, что между моральным поведением человека, и его счастьем в эмпирической жизни не существует соответствия. Тем не менее, противоречие между поведением человека и результатами его поведении к эмпирической жизни не мирится с голосом нравственного сознания.
Кант в качестве немецкого теоретика французской буржуазной революции отделил в своей этике теоретические мысли и идеи буржуазии от ее материальных интересов. Этика Канта представляется неполной без завершающей ее мирной программы: в свою очередь, основные положении концепций мира базируется на его этических принципах. То же самое можно сказать и о философии истории Канта, о его теории культуры, учение о праве. Идеи вечного мира заключительное звено философской системы Канта. Без этого звена она неполна. Для Канта вечный мир идеал, но одновременно и идея, имеющая не только теоретическое, но и фактическое значение как руководство к действию. «Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали, а философы стали королями». Да этого не следует и желать, так как овладение властью неизбежно искажает свободное суждение разума. Но короли или самодержавные народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать или возможность выступать публично. Он верил в возможность естественного конца истории, но опасался противоестественного, который могут вызвать сами люди. Поэтому он так много размышлял о политике и о морали.