Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:38, реферат
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Требования нравственности,
в отказе от взгляда на природу как
объект бездумной эксплуатации ее человеком.
Экологическая
этика и ее роль в обществе. Эта
этика представляет собой особую
часть общего этического учения, которая
исследует моральные нормы и
нравственные принципы поведения людей,
направленные на сохранение и восстановление
окружающей природной среды. Возникновение
экологической этики было вызвано растущими
технологическими перегрузками на биосферу,
которые с особой силой стали ощущаться
в период начавшегося постиндустриального
развития. Если раньше, в доиндустриальном
обществе человек, по словам известного
философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал
благоговение перед жизнью, то с появлением
индустриального общества и дальнейшим
техническим прогрессом гармонические
отношения между обществом и природой
все больше нарушались и, в конце концов,
привели к глубокому экологическому кризису.
По мнению многих
экологов, глубокая причина этого
кризиса заключается в
Новые экологические
императивы по отношению к современному
обществу ясно выразил один из теоретиков
системного подхода Эрвин Ласло,
который заявил, что «мы нуждаемся
в новой морали, в новой этике,
которая основывалась бы не столько на
индивидуальных ценностях, сколько на
необходимых требованиях адаптации человечества
как глобальной системы к окружающей природе.
Такая этика может быть создана на основе
идеала почтения к естественным системам»1.
Как своим происхождением, так и особенно
обоснованием, экологическая этика обязана
новым философско-мировоззренческим принципам
глобального эволюционизма, опирающимся
на системный подход к изучению мира и
парадигму самоорганизации в процессе
его эволюции.
Проблемы экологической
этики в современной западной философии.
Западные ученые раньше других обратились
к исследованию проблем экологической
этики и высказали ряд интересных идей
по конкретным ее вопросам. Во всех их
исследованиях подчеркивается необходимость
установления гармонических отношений
между обществом и природой, понимания
ее возможностей для удовлетворения потребностей
людей. Однако мировоззренческое обоснование
своих позиций одни ученые пытаются найти
в объективно-научных методах исследования,
опирающихся по существу на стихийно-материалистическую
философию, а другие — в выдвижении либо
новых религиозных воззрений, либо переинтерпретации
старых взглядов.
К сторонникам
первой группы ученых можно отнести
цитированного выше Э. Ласло, опирающегося
на так называемую системную философию,
которую он противопоставляет позитивизму
и редукционизму. Экологическая этика,
по его мнению, должна опираться на новое
мировоззрение, которое отказывается
от господства человека над природой и
призывает его к постоянной адаптации
к естественным системам.
Аналогичные взгляды
высказывает О. Леопольд, который
предлагает различать, с одной стороны,
философскую этику, опирающуюся
на анализ общественного и
Другие авторы, такие, как Р. Аттфильд, Л. Уайт, считают, что экологическая этика должна ориентироваться на воспитание у людей личной ответственности за сохранение природы. А это требует, по их мнению, обращения к идеалам и требованиям религии. На самом деле при этом речь идет о следовании тем нормам поведения, которые сформулированы еще в Новом Завете