Наука: предмет, функции, аспекты изучения. Философия науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 10:53, лекция

Описание работы

Место науки в современном обществе и в жизни современного человека весомо не только с теоретической, но и с практической стороны, так как влияние науки на общество в целом и отдельного индивида достигло небывалого уровня. Все мы согласимся с мнением, что невозможно представить нашу жизнь без достижений науки. Можно сказать, что наука является движущей силой формирования и развития цивилизации.

Работа содержит 1 файл

Лекц.1.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

   В чем причина возникновения философии науки именно во второй половине 19 века?

   1) Можно сказать, что предпосылкой возникновения философии науки стала философия Нового Времени 17 века, а именно философия Р.Декарта, П.Гассенди и Ф.Бэкона. В их работах осуществлялась более глубокое изучение сущности научного знания, рассматривалась роль теории и эксперимента в познании.    

   2) Наука в 19 века стала важной сферой общества, возрос ее авторитет, она развивалась очень быстрыми темпами, увеличилось число научно-исследовательских институтов и ученых, специально занимающихся наукой, то есть расширились горизонты научной деятельности. Сформировались два вида культуры: научно-техническая и художественно-гуманитарная. Философское обобщение научно-технической культуры была возложена на философию науки, а отражением проблем художественно-гуманитарной культуры стала философи жизни.

   3)   Наиболее  актуальной стала проблема содержания научного знания. Возникла проблема объяснения естественнонаучноых открытий в тесной связи с общественными процессами. Философия активно занималась изучением науки, стала наукоцентристской.

   Философия науки дает общее представление о ценностях науки и ее гуманистических направлениях, раскрывает сущность творческой деятельности в науке.

 

   Задачи  философии науки:

  1. дать общее представление о современных эпистемологических проблемах;
  2. охарактеризовать науку как рациональное, как деятельность человека и как социальный институт;
  3. определить актуальные методологические проблемы современной науки;
  4. знакомство с современными концепциями философии, методологии и социологии науки;
  5. изучить организацию и ведение научного исследования;
  6. научить магистрантов к работе с научной литературой и ее практическому применению, умению вести научную дискуссию;
  7. сформировать основы научной культуры;
  8. научить основам этоса науки.

 

Если рассматривать науку с философско-антропологических позиций; наука

есть средство и результат экспансии человека, отражение его стремления освоить и переустроить мир. Основываясь на знаменитое изречение Ф.Бэкона “Знание –сила”, человек достиг новых высот в преображении мира и самого себя. Но здесь возникла другая проблема, особенно на современном этапе развития человечества. Наука стала довлеть над человеком, растет его зависимость от науки, он постепенно превращается в ее раба, углубляется экзистенциальное отчуждение человека. Существуют и другие сложные проблемы развития науки. Сможет ли наука обеспечить стабильное развитие общества? Свободна ли наука в выборе познавательной деятельности? Каковы границы социальной ответственности ученого? Каков уровень отрицательного влияния науки на общество? Каково отношение идеалов и норм научного познания к общественной системе и ее идеологии? На эти и другие вопросы и пытается ответить современная философия науки.


Информация о работе Наука: предмет, функции, аспекты изучения. Философия науки