Автор: d*****@inbox.ru, 24 Ноября 2011 в 21:18, реферат
Научная деятельность не может протекать в отрыве от социально-политических процессов. Отношения науки и экономики, науки и власти всегда представляли большую проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной.
Наука и власть
Научная деятельность не может протекать в отрыве от социально-политических процессов. Отношения науки и экономики, науки и власти всегда представляли большую проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной.
Прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, при этом фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами.
Весьма
злободневной является проблема предотвращения
негативных последствий применения
новейших технологий. Реализация текущего
экономического интереса в рамках рыночной
модели хозяйствования делает инновационные
проекты весьма конфликтными, основанными
на противоестественных решениях, не
учитывающих возможности
Особого
внимания заслуживает описание аспектов
взаимодействия «человек – машина»,
касающегося не только способов работы
человека с техническим устройством
или программным обеспечением, но
и воздействия различных
С точки
зрения некоторых ученых, сама наука
обладает властными функциями и
может функционировать как
Развитая
наука есть показатель силы государства.
Наличие научных достижений обусловливают
экономический и международный
статус государства. С целью максимальной
отдачи и намерением изолировать
группы перспективных ученых-
Вместе с тем наука имеет специфические
цели и задачи, ученые придерживаются
объективных позиций. При этом следует
учитывать различие фундаментальных и
прикладных наук, и если фундаментальные
науки в целом направлены на изучение
универсума, то прикладные должны решать
те цели, которые ставит перед ним производственный
процесс, способствовать изменению объектов
в нужном для него направлении. Их автономия
и независимость значительно снижена
по сравнению с фундаментальными науками,
которые требуют огромных капиталовложений
и отдача от которых возможна лишь через
несколько десятилетий. Отсюда возникает
проблема определения наиболее приоритетных
сфер государственного финансирования.
Современное
состояние науки вызывает необходимость
государственного регулирования темпов
и последствий научно-
Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только энергоемкое предприятие, но и в огромной степени финансово затратное. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Существуют ряд примеров, которые показывают связь науки и экономики в ее инициативных вариантах. Так, создание Римского клуба, очень значимой организации, объединяющих ученых и экспертов стран Западной Европы, Северной и Южной Америки и др., было возможно не на основе государственного финансирования, а лишь благодаря финансированию за счет итальянской фирмы «Фиат» и западно-германского концерна «Фольксваген-верк». Они были напрямую заинтересованы в экспертном анализе перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми было связано расширение рынков сбыта промышленности. Римский клуб, имея огромное влияние на развитие науки в мировом масштабе, обсуждая перспективы развития глобальной науки, не имел, тем не менее, штата и формального бюджета.
Вопрос,
насколько оправдывают себя финансовые
затраты на фундаментальные исследования
в области разработки новейших вооружений,
проанализировал американский исследователь
в области философии техники
Э. Лейтон на примере проекта «Хинд-сайт»
(«Прицел). Перед участниками —
тринадцать групп ученых и инженеров
— на протяжении восьми лет ставилась
задача — изучить около семисот
технологических инноваций. Выводы
таковы: только 9% из них имели в
качестве своего источника новейшие
научные достижения, а 91% имели в
качестве своего источника предшествующие
технологии. Из выявленных 9% инноваций
только 0,3% имели источник в области
фундаментальных исследований. Все
это убедительно показывает, сколь
незначительна сиюминутная
Традиционное представление о том, что технология является неотъемлемым приложением науки, сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. В реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции.
Однако если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Ученые открыто говорят о том, что практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть напрямую связан с его успешным технологическим применением. Существуют данные, что до XIX в. разрью между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет, сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20—30 лет. Высшие технические учебные заведения, такие как Политехническая школа в Париже, возникли еще в XVII в. (по ее подобию строились многие европейские школы), однако общие программы развития технологии никогда не разрабатывались. Профессиональная инженерная деятельность оформилась по образу и подобию научного сообщества только к концу XIX в.
Проблема
предотвращения негативных последствий
применения технологий упирается в
различия между естественными и
техническими науками, которые состоят
в абстрактности и
Технические
науки распадаются на две ветви:
дескриптивную, нацеливающую на описание
того, что происходит в технике, и
нормативную, формулирующую правила,
по которым она должна функционировать.
И хоть техника — это сложный
и противоречивый фактор развития современной
цивилизации, вместе с тем по сей
день «концептуальный багаж» технических
наук по большей части представлен
проблемами традиционного плана: исследование
сущности техники, специфики технических
наук, соотношения техники и
Развитие техники, оторванное от гуманистических целей и ценностей, порождает разрушающие человеческое бытие последствия. Тем более, что для этой сферы характерно запаздывание форм ее осознавания. Вместе с тем именно технические науки и инженерная деятельность нуждаются в выверенных и точных ориентирах, учитывающих масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля. Ученые приходят к выводу о том, что если маховик научной деятельности по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлен хотя бы на 50 лет, он никогда не сможет быть приведен в движение вновь, так как имеющиеся достижения будут подвергнуты коррозии прошлого.
Для
спектра проблем, связанных с
соотношением экономики и науки,
важно подчеркнуть, что негативные
последствия технократического
развития (угроза ядерной и экологической
катастроф, генная инженерия и клонирование,
сциентизированное
Циклы
техногенных процессов во много
раз превышают скорость восстановления
природных ресурсов и ландшафта.
Масштабы технических инноваций, покорение
природы и исчерпание ее ресурсов
часто свидетельствуют о
Особого
внимания заслуживает описание аспектов
человеко-машинного
В современных условиях говорить о том, что техника есть инструмент в человеческих руках, можно лишь в сослагательном наклонении. Абсолютной гарантии от технологических катастроф не существует Радиоактивное заражение биосферы, генетические мутации ведут к усилению социального напряжения. Выявленная учеными «эпидемиологическая» модель развития технических инноваций показывает, что динамика данного процесса обнаруживает картину, подобную волнам распространения инфекционных заболеваний. Она отражает хорошо известную кривую с медленной начальной стадией, экспотенциальным ростом в средней и медленным ростом на стадии насыщения.
Современный технический мир сложен. Его прогнозирование — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю ни со стороны ученых, ни со стороны властных, государственных структур. В современном прогнозировании должна быть рассмотрена не просто система «техническое устройство — человек», а комплекс, где заявлены параметры окружающей среды, социокультурные ориентиры, динамика рыночных отношений и государственных приоритетов.
Обсуждая
вопрос взаимосвязи науки и власти,
ученые отмечают, что власть либо курирует
науку, либо диктует властные приоритеты.
Существуют такие понятия, как национальная
наука, престиж государства, крепкая
оборона. Власть — это понятие, тесно
связанное с понятием государства.
С точки зрения государства и
власти наука должна служить делу
просвещения, делать открытия и предоставлять
перспективы для экономического
роста и улучшения