Наука и философия: проблемы взаимосвязи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Основная форма человеческого познания - наука- в наши дни оказывается все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское ведение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

Содержание

Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Понятие науки. Критерии научности…………………………………………5
3.Понятие философии…………………………………………………………….9
4. Развитие представлений об отношении философии и науки………………13
5. Философия и наука в единстве и отличии…………………………………..15
6.Заключение…………………………………………………………………….18
7.Списчок литературы…………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

печать.docx

— 69.08 Кб (Скачать)

Философия –  форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и  познания, об отношении человека к  миру, наука о всеобщих законах  развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённые системы взглядов на мир и место человека в нём; она исследует познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

Философия, как  сказал известный философ М.К. Мамардашвили, «не представляет собой систему  знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить  их…. Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.14-15). У философского знания нет чётко обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования итоге оказывается множество. Философские теории по большей части находятся в противоречиях и даже взаимноисключают друг друга.

Иными словами, плюрализм взглядов в философии  – норма и более того, абсолютно  необходимое условие. Дорога философии  устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  представлений об отношении философии и науки

 

Философия на протяжении всего своего развития была связана  с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии  и науки с течением времени  менялось.

На начальном  этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится  к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое  обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо  еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и  философского, многообразны. Последнее  может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и  наука тесно взаимосвязаны. С  развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и  наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых  общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким  образом, отрабатываются общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

 

 

 

 

Философия и наука в единстве и отличии

Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия - это  рационально-теоретическое мировоззрение.

Познание - деятельность по получению, хранению, переработке  и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность  (изучение природных объектов, явлений,  взятых самих по себе, независимо  от интересов индивида, его субъективности).

2. рациональность - обоснованность, доказательность  - в рамках любой науки что-то  обосновывается.

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

4. системность  знаний - упорядоченность по определенным  критериям

5. проверяемость  - воспроизводимость знаний через  практику 

Философия не удовлетворяет  только 5 критерию (не всякое философское  учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через  систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Итак, наука  и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее  между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся  к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают  категориальный аппарат (свой  язык) и стремятся к построению  целостных систем.

Разное, что:

1. Философия  всегда представлена адресно,  т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии  (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой  системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философские  знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

4. Философия  не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёноному.

Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится  и к науке в её собирательном  смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная часть объёма понятия «наука» - конкретные дисциплины, в понятии же «философия» незаштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам.

Заключение.

В заключение нужно  отметить, что на протяжении всей своей  истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Философия нередко  претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и  итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука  существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может  рассматриваться как наука, имеющая  дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Обобщая все  вышесказанное, мы пришли к выводу, что все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

 

 

Список  литературы.

1.    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004. -Разд. 2.

2.    Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

3.    Антология мировой философии: Античность. - М., 2001.

4.    Вебер М. Наука как призвание и профессия - М., 1979.

5.    Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988.

6.    Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.




Информация о работе Наука и философия: проблемы взаимосвязи