Научный коммунизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Учение К. Маркса

Работа содержит 1 файл

Научный коммунизм.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

«Научный  коммунизм»

Происхождение термина

Само  слово «коммунизм» происходит от позднелатинского «communa», обозначавшего  общину средневековых городов, действующую  на принципах самоуправления.

Части коммунизма

      С точки зрения марксистов, учение коммунизма состоит из трёх основных частей «три составных части марксизма»:

материалистическая  диалектика из двух частей, включая

«диалектический материализм» как всеобщая теория всего  на свете исходя из постулатов материальности всего сущего, а также «исторический  материализм» как вершина общественной философии и науки об обществе и окончательное слово в социологии;

марксистская  политическая экономия, тоже из двух частей:

политическая  экономия капитализма — теория прибавочной  стоимости и политическая экономия социализма с основной идеей «планомерности развития хозяйства при социализме»;

собственно  «научный коммунизм» как теория построения коммунистического общества посредством  классовой борьбы и революции. Тут  тоже можно выделить две части:

— хорошо теоретически разработанную теорию классовой борьбы, партии и революции (способ разрушения отжившего буржуазного мира), — и менее разработанную теорию построения коммунистического общества без классов, эксплуатации, денег, где все «работают по способностям а получают по потребностям». Эта последняя часть учения наиболее запутана и является до сих пор ареной дискуссий адептов и критиков коммунизма.

Для заполнения вакуума между теорией «КАПИТАЛИЗМА»  и недоработанной и путанной теорией  окончательного К, введено понятие  СОЦИАЛИЗМА, как первой стадии К, но с некоторыми элементами отжившего капитализма. При Социализме до поры допускаются денежные отношения, личная собственность, семья, элементы государственности.

Марксистское  понимание коммунистического  общества

Реализуется основной лозунг коммунистического движения: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Необходимым условием полного коммунизма по Марксу является достаточно продолжительное существование всемирного социалистического государства, которое привело бы к уничтожению классов и отмиранию власти правительства.

Основные  положения

Труд  становится первой потребностью жизни.

Частная собственность отсутствует. Управление всеми отраслями производства изъято из рук отдельных, конкурирующих  друг с другом индивидуумов. Все отрасли производства находятся в ведении всего общества (ассоциация вместо конкуренции).

Исчезает  подчинение разделению труда, вместе с  этим — противоположность умственного  и физического труда. Соответственно, исчезает деление на классы.

Производство  управляется сообразно плану, вытекающему из наличных ресурсов и потребностей общества в целом. Следовательно, кризисы прекращаются.

Крупная промышленность развивается в таких  размерах, что это развитие дает обществу достаточное количество продуктов, чтобы удовлетворять потребности всех его членов.

Всестороннее  развитие способностей всех индивидов  путем «устранения прежнего разделения труда, путем производственного  воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней».

Государство отмирает.

Отношения полов становятся исключительно  частным делом; вводится общественное воспитание детей.

Религия исчезает.

Национальные  черты смешиваются и исчезают.

Любые социальные изменения не сопровождаются политическими революциями.

Возможности построения коммунизма

Содержание

  Марксистское учение о коммунистическом обществе  было выработано в условиях общества капиталистического, причем — как отрицание того, что марксизм усмотрел в  капитализме. Оно строилось как нечто нормативное , т.е. по  принципу, что там должно быть и чего не должно быть . В  нем не должно быть эксплуататорских классов, отношений  господства и подчинения , стихийности и анархии производства, безработицы , экономических кризисов , государственных учреждений , денег, экономического и социального  неравенства. Вместо этих зол должны наступить блага. Производительные силы в коммунистическом обществе получат неограниченные возможности для развития , целью производства станет не получение прибыли путем эксплуатации наемного труда, а удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся , наступит изобилие всех предметов  потребления, на место отношений классовой вражды придут  отношения дружбы и взаимопомощи .  Марксизм, создавая картину будущего коммунизма , удивительным образом игнорировал обстоятельства, очевидные без всякой науки , уже на уровне здравого смысла , а  именно — тот факт, что сложное общество из многих миллионов людей не может существовать без многоступенчатой  иерархии социальных позиций , без отношений социального  (а не экономического) господства и подчинения , без сложной  системы органов государственной власти , без экономического и социального неравенства , обусловленного иерархией  социальных позиций и необходимостью управления людьми  и коллективами людей .

        В Советском Союзе осуществилось   то, что считалось главным условием  для коммунистического рая, а именно — была ликвидирована частная собственность на средства производства , и были уничтожены эксплуататорские классы частных собственников . Но вместо того,  что обещал марксизм , во всю мощь развернулись именно те факторы, которые марксизм игнорировал .  Учение о высшей стадии коммунизма (о полном коммунизме) образует своего рода райскую часть коммунистической идеологии . Здесь рай спущен с небес на землю . И обещается он хотя и в неопределенном будущем , но все же не  после смерти всех людей , а при жизни наших потомков .  Не Марксизм изобрел этот земной рай . Еще Томас Мор в своей «Утопии» описал общество всеобщего благоденствия ,  справедливости и счастья, в котором обобществляется имущество, отмирает государство с его атрибутами , чиновники  становятся слугами народа, воцаряется подлинная свобода ,  всестороннее развитие получают все лучшие качества человека, все потребности людей удовлетворяются .

      Возможно  ли в реальности такое общество , какое рисует марксизм в качестве полного коммунизма , или нет? Категорический ответ на этот вопрос исключен . Кое-что из того,  что он обещает, возможно , а кое-что невозможно никогда и нигде. Но в основном все зависит от истолкования этих  предсказаний, что есть прерогатива идеологии . Можно самые фантастические обещания истолковать так , что они наверняка сбудутся или уже сбылись . Например , идеология утверждает, что при коммунизме исчезнут классовые различия  между рабочими и крестьянами , а также «существенные»  различия между городом и деревней . И это предсказание  наверняка сбудется. Они уже не были существенными для советского общества . Возьмем , далее , лозунг коммунизма  «Каждому — по потребности» . Если этот лозунг понимать  буквально, то он никогда не осуществится хотя бы потому,  что удовлетворенная потребность рождает новую (согласно  самому Марксу) , что потребности разнообразны , что желаемые ценности не одинаковы . Но если его понимать научно,  т.е. социологически , то он реализуется всегда и во всяком  обществе: не сам индивид по себе, а общество определяет,  каковы его способности , и каковы должны быть его потребности согласно его положению в обществе . Советская  идеология, осознав нелепость лозунга коммунизма в его  марксовской безответственной формулировке , пошла имен  но по этому пути — по пути приближения идеологической  сказки к реальности . Стали говорить о здоровых , разумных  потребностях. А что это такое? И кто решает, что считать разумным , и что нет? Реализация коммунистического принципа «по потребности» не исключает социальное и экономическое неравенство людей , также как и другие негативные явления реального коммунизма .

        Опыт коммунистических стран  XX века показал, что  основные  предсказания марксизма относительно  будущего  коммунистического общества (исчезновение классов, материальное и социальное равенство , отмирание денег и государства и т.д.) не сбылись . Сбылось лишь «предсказание»  ликвидации частной собственности на средства производства. Но и то это «предсказывали» до Маркса . К тому же это  было не предсказание в строгом смысле слова, а идеологический и затем политический лозунг практической деятельности, подобно тому, как призывы к ликвидации монархии были  лозунгами буржуазных революций , а не предсказаниями.

      В марксизме коммунизм считается  финальной стадией исторического  развития человеческого общества —  социумом, в котором осуществлен принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В соответствии с этой точкой зрения, при коммунизме стирается противоположность между умственным и физическим трудом за счет повышения культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда.

Способы реализации

      Одна из возможностей — это тоталитарное управление , в котором люди принудительно привлекаются к общественно-полезному труду. Именно в такую форму выливались все попытки пракической реализации коммунистической идеи, предпринимавшиеся до сих пор.

Как одну из версий такой формы общественной организации можно рассматривать  и фантастическую идею кибернетического управления и планирования.

      Другая возможность — выведение или воспитание нового человека, для которого будет врожденной потребностью общественно-полезный труд сам по себе. Но помимо того, что этот вариант предполагает насилие над человеческой природой, он еще и противоречит одной из первооснов марксизма — материализму. В данном случае сознание явным образом определяет бытие, так как создание людей, обладающих особым сознанием, оказывается необходимой предпосылкой для строительства коммунистического бытия.

      Но, как показал опыт СССР, шаги в  эту сторону могут быть (и были) сделаны, без существенного насилия над сознанием, так как оно (вполне согласуясь с доктриной) определялось бытием, то есть окружающей действительностью. Преступность в СССР была заметно ниже, чем в других странах, но не из-за силового давления, а благодаря повышению нравственных качеств людей. Стремление помочь ближнему, не ища для себя выгоды, до сих пор можно увидеть у людей, находящихся в экстремальных условиях (туристов, альпинистов, и т. д.). Пренебрежение собственной выгодой, ради блага коллектива или даже одного товарища, сыграло значительную негативную роль во время перестройки.

      Помимо  ненасильственного изменения человеческого  менталитета, существует и третья возможность установления коммунистического способа производства, не противоречащая идее учения. Она казалась утопической в недавнем прошлом, но, в связи с невероятно быстрым развитием науки и техники, теперь не выглядит такой уж нереальной. Если отталкиваться от современного человека, который будет делать для общества то, что ему нравится, то должен быть кто-то (причем не другой человек — это противоречило бы идее учения) кто возмет на себя работы, которые не будут пользоваться спросом. Конечно, многим может показаться фантастикой, утверждение о том, что общество будщего будут обслуживать высокоинтеллектуальные роботы-гуманоиды, но еще нашим родителям казались фантастикой сотовая связь и спутниковый интернет, а про технологию виртуальной реальности вообще никто даже не думал, хотя сейчас это обычные вещи, про которые знает любой школьник. Что будет изобретено не через 50, а через 150 лет, не знает никто. Поэтому, если человек оставит тяжелую работу для машин, а сам будет заниматься наукой, искусством и самосовершенствованием, то переход к коммунизму на таком этапе развития общества вполне вероятен.

ПУТЬ  К КОММУНИЗМУ

        Коммунизм - это общественный  строй, который раньше или позже,  но неизбежно утвердится во всех странах мира и его окончательное утверждение возможно только на международной арене, в виде "единой системы", объединяющей все народы.

       "Почему?" - наверное, спросите вы. Мы ответим: потому, что никакая другая идеология или религия не обещает равной жизни на Земле каждому человеку - сильному и слабому, гениальному и малоспособному, красивому и некрасивому. Равной со всеми в пользовании всеми благами и красотами жизни теперь же, не в мнимых будущих существованиях, не в загробном мире. А так как человечество, в общем, состоит из средних людей, то коммунизм наиболее устраивает подавляющую часть человечества. Враги наши говорят, что равная жизнь у слабых получается за счет сильных, но ведь в этом суть справедливости коммунизма. Для этого и надо становиться сильными - чтобы помогать всем людям подниматься на высокий уровень жизни и познания.

        Но есть еще одно в идеологии  коммунизма, обусловливающее неотвратимость ее распространения во всем мире. Никакая другая общественная система не наполняет большим и высоким смыслом жизнь каждого среднего человека, ибо жизнь для других, для большой цели светла и интересна, а жизнь для себя убога! Само собой разумеется, что путь к этому - это не гладкий проспект, который человечество может пройти быстро и безболезненно, это путь длительной революционной борьбы рабочего класса против буржуазии, борьбы социализма против капитализма, против неравенства, против шовинизма и национализма, а само движение по этому пути – это весьма сложный и противоречивый процесс становления новой формации, предполагающий не только разрешение тех противоречий, которые были порождены капиталистической системой, но и целого ряда иных противоречий, связанных с эксплуататорским обществом, как таковым, ибо переход к социализму и коммунизму означает самый решительный разрыв с миром частной собственности и эксплуатации человека человеком.

Информация о работе Научный коммунизм