Научный и религиозный взгляд на мир (Конфликт между верой и научным методом)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:02, доклад

Описание работы

Научный и религиозный взгляд на мир (Конфликт между верой и научным методом)
Научный метод входит в непримиримое противоречие с познанием, основанным на вере. Ведь вера - это то, что не требует обоснований и доказательств, она не может подвергаться сомнению и ее догматы не могут изменяться. А базовый принцип научного познания прямо противоположен: знания должны быть основаны на доказанных фактах, любое утверждение проходит "проверку сомнением" и любая догма может быть признана неверной, если имеется более адекватная (лучше согласующаяся с фактами) теория.
Этот конфликт не исчерпывается эпизодами вроде сожжения Джордано Бруно, процессом над Галилеем или попытками отвергнуть эволюционную теорию.

Работа содержит 1 файл

ИКР.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
  1. Научный и религиозный взгляд на мир (Конфликт между верой и научным методом) 
          Научный метод входит в непримиримое противоречие с познанием, основанным на вере. Ведь вера - это то, что не требует обоснований и доказательств, она не может подвергаться сомнению и ее догматы не могут изменяться. А базовый принцип научного познания прямо противоположен: знания должны быть основаны на доказанных фактах, любое утверждение проходит "проверку сомнением" и любая догма может быть признана неверной, если имеется более адекватная (лучше согласующаяся с фактами) теория. 
          Этот конфликт не исчерпывается эпизодами вроде сожжения Джордано Бруно, процессом над Галилеем или попытками отвергнуть эволюционную теорию. 
          Основной конфликт состоит в том, что если человек привык мыслить "по-научному" (а выработка такого мышления уже давно поставлена на поток в рамках высшего образования), то для него нет запретных тем и он начинает задавать себе "неудобные" вопросы касательно обоснований веры. И с удивлением обнаруживает, к примеру, что божественное происхождение Библии или Корана имеет не больше обоснований, чем тезис о существовании привидений. Ведь в приведения тоже верила масса людей и было множество "очевидцев". 
          Религия может быть обоснована только фактами, не укладывающимися в "естественные" научные объяснения, т.е. чудом. Иными словами, вера в Бога, вера в сверхъестественное есть вера в чудеса. Но чудеса поразительным образом ускользают от научного исследования и совершенно отсутствуют в нашей повседневной жизни, что заставляет усомниться в их существовании. Зачем Богу играть в конспирацию остается неясным, хотя религии и выдумывают на этот счет различные неубедительные объяснения. 
          Но главный конфликт, повторим, состоит в том, что догматы веры находятся вне критики, в то время как научное мышление по определению критично. 
    Ученый может быть верующим человеком, однако для этого ему необходимо искусственно ограничить ту область, где он применяет логические рассужения и научный метод. Потому что, если он применит их к религиозным утверждениям, то окажется, что серьезных обоснований этих утверждений (кроме ссылок на традицию) у религии нет. Все аргументы, касающиеся истинности Библии (или основ любой другой религии), могут быть применимы для доказательства истинности любого исторического эпоса (и там, и там есть чудеса, боги и моральные императивы; и в то, и в другое верили миллионы людей на протяжени столетий или даже тысячелетий). Интеллектуальное самоогранчение (фактически разделение сознания) некомфортно для думающего человека, поэтому и можно говорить о конфликте религиозного и научного мышления. 
          Эти рассуждения подтверждаются и эмпирическими данными. Как показывают социологические опросы в разных странах, чем выше образование людей, тем, как правило, ниже доля верующих среди них. Религиозный фанатизм крайне редко встречается среди людей с высшим образованием. Ученые имеют наименьшую религиозность. Например, в соответствии с опросом членов Национальной академии наук США лишь 7% американских академиков верят в Бога. И это в такой религиозной стране как Америка, где атеистом быть политически некорректно. Данные этого исследования приведены авторитетным журналом Nature. Причем с течением времени количество верующих ученых снижается (в 1913г. - 27,7%, 1933г. - 15%). 
          И наоборот, наиболее религиозные народы с трудом повышают свой образовательный уровень. К примеру, треть арабов неграмотна - столько же, сколько в отсталой экваториальной Африке.  
          Позиции, основанные на вере, не могут быть сближены. Но люди с научным типом мышления всегда могут найти общий язык: ведь они имеют общие критерии истинности. Поэтому фанатичная вера разъединяет и является генератором конфликтов, порой кровавых. Научный метод мышления, напротив, объединяет. Поэтому толерантность в научной среде наиболее высока.
  2. Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Салоники (Солуни). Их отец был друнгарием при военачальнике города. В семье было семь сыновей, причём Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них. По одной версии, они происходили из благочестивой славянской семьи, жившей в византийском городе Солуни. Из большого числа исторических источников, главным образом из "Краткого жития Климента Охридского" известно, что Кирилл и Мефодий были болгарами. Taк как в IX веке Первое Болгарское царство было многонациональным государством, определить точно являлись ли они славянами или протоболгарами, или же даже имели другие корни не становится до конца ясным.  
    По другой версии, Кирилл и Мефодий были греческого происхождения. 
    До пострижения в монахи Михаил, пользуясь поддержкой друга и покровителя семьи, великого логофета евнуха Феоктиста, сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратига Славинии, провинции, расположенной на территории Македонии. 
    Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. 
    Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку в 863 году(глаголицу), Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). 
  3. Церковнославянский язык – наследие, воспринятое нами по традиции от наших предков вместе с благодатными дарами Святой Православной Церкви. Созданный святыми Кириллом и Мефодием именно для того, чтобы стать словесной плотью богомыслия и молитвы, этот мощный, образный, величавый язык является для нас священным, никогда не употребляемым в быту для выражения житейских нужд. На нем совершается таинственное общение каждого православного христианина с Богом. 
    Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется менее удачный термин общеславянский: как представляется, общеславянскими лучше называть языковые особенности или процессы, свойственные всем славянским языкам даже после распада праславянского. 
    Общий источник — праславянский язык — роднит все славянские языки, наделяя их множеством сходных признаков, значений, звучаний… Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение уже в древнем самоназвании всех славян — словене (*s1оvěnе). В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало. 
    Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень). 
  4. Конечно, все мы знаем летописи, они дошли до нас в немалом количестве. Повествование в летописях велось по годам в хронологической последовательности. Рассказ о событиях каждого года начинался словами «В лето…», отсюда и название — «летопись». О чем писали летописцы? О военных походах, смерти князей, эпидемиях, затмениях солнца. Бывало, в летописи включались тексты грамот, договоров, развернутые сюжетные повествования. Д.С. Лихачев говорил, что летопись относится к числу «объединяющих жанров». 
    Начало русского летописания — «Повесть временных лет». Сохранилось две ее редакции, датируемые 1116 и 1118 годом. Первый вариант 1113 года, выполненный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, до нас не дошел. 
    Надо сказать, повестью в Древней Руси называли не только летописные своды, но и жития (повесть о житии…), сказания. Таким образом, повесть — это общая жанровая форма, в которую входят произведения разных или одного жанра, объединенные мыслью повествователя. 
    В древнерусской литературе были распространены повести: переводные («Повесть о Еруслане Лазаревиче»), о княжеских преступлениях (об убиении Андрея Боголюбского), воинские. Воинские повести изображали воинские подвиги русского народа, многочисленные битвы (о битве на реке Калке, о нашествии хана Батыя, о Куликовской битве). Центральным героем воинской повести была реальная историческая личность, князь. Как правило, образ князя идеализировался, наделялся большим количеством положительных качеств. Ярким примеров воинской повести является «Слово о полку Игореве». 
    С течением времени повесть претерпевала изменения: исторические факты вытеснялись художественным вымыслом. В повести появлялись черты любовно-приключенческой новеллы («Повести о начале Москвы»). Сформировались новые жанры — бытовая повесть («Повесть о Горе-Злосчастии»), сатирическая повесть («Повесть о Шемякином суде»). В сатирических повестях говорилось о важных общественных проблемах: о взяточничестве, продажности суда, социальном неравенстве и т.д. Иногда они были пародиями на челобитные, церковные службы и другие популярные тексты. 
    Важным жанром древнерусской литературы были жития — произведения, в которых рассказывалось о жизни святых. Первым русским житием было «Житие Бориса и Глеба». Борис и Глеб — это сыновья великого князя Владимира. Житие рассказывает о том, как старший брат Бориса и Глеба Святополк убил их, чтобы стать киевским князем. В начале XV века было составлено житие Сергия Радонежского, в котором говорилось о его подвигах и чудесах. 
    Как правило, житие включает в себя краткое предисловие составителя, основную биографическую часть и краткую похвалу. Биографическая часть рассказывает о происхождении святого, его благочестивом детстве, аскетических подвигах и кончине. В древнерусской литературе различается несколько видов житий: мученические (о святых, которые претерпели за свою веру мучения и смерть), исповеднические (о святых, которые подвергались при жизни преследованиям за проповедь христианства), преподобнические (о праведных, святых монахах) и т.д. Позже, в XVII веке, стали появляться жития, в которых рассказывалось о простых людях. Так, например, широко известно «Житие протопопа Аввакума», которое он написал сам. Аввакум (1621-1682) был лидером старообрядцев, противников церковной реформы, которую провел царь Алексей Михайлович. Власть преследовала раскольников, поэтому Аввакум провел в тюрьме и ссылке половину своей жизни, а затем был казнен. В своем «Житии» он говорил о своих страданиях за веру, о том, что эти страдания не могли заставить его отказаться от своих идей.  
    Большой популярностью пользовались на Руси хожения (или хождения). Хожения — это произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Одно из ранних древнерусских хожений — «Хожение игумена Даниила». Основной принцип этого жанра был сформулирован Даниилом следующим образом: «Писать надо о том, что видел и слышал сам: не хитро, но просто». В хожениях XIV-XV веков богомольцы вытесняются государственными послами и торговцами, которые описывают неизвестные доселе земли.  
  5. Одна из самых популярных книг Древней Руси — «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Появление Шестоднева относится к периоду культурного подъема Первого Болгарского царства (864 или 865 - 27.05.927), который совпадает с наибольшим могуществом Болгарии в годы правления Симеона, распадающиеся на два периода - княжеский (893-919) и царский (919-927). Симеон был достойным наследником своего отца Бориса, княжение которого (852-889) ознаменовано введением христианства (864 или 865) и заложением основ христианской славяноязычной культуры. Правитель Болгарии покровительствовал изгнанным в 885 г. из Моравии ученикам Кирилла и Мефодия Клименту, Науму и другим, составившим костяк так называемой Преславской школы книжников и религиозных деятелей Книга эта рассказывает о мире, располагая свой рассказ в порядке библейской легенды о создании мира в шесть дней. В первый день был сотворен свет, во второй — видимое небо и воды, в третий — море, реки, источники и семена, в четвертый — солнце, луна и звезды, в пятый — рыбы, гады и птицы, в шестой — животные и человек. Каждый из описанных дней — гимн творению, миру, его красоте и мудрости, согласованности и разнообразию элементов целого.

Информация о работе Научный и религиозный взгляд на мир (Конфликт между верой и научным методом)