Научное познание человеком мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:50, реферат

Описание работы

Эмпирический и теоретический уровни познания тесно связаны между собой. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 105.75 Кб (Скачать)

       Широкое распространение в современной науке получил мыслительный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мыслительный эксперимент - это теоретическая модель экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

       Индукция (от лат. inductio - наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.

       Индукция, используемая в научном познании, может реализовываться в виде следующих методов:

-метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие - различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления);

-метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления);

-соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов);

-метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений);

-метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления - остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).

       Родоначальником классического индуктивного метода познания является Фрэнсис Бэкон, но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средством познания. С критикой всего индуктивизма выступил Фридрих Энгельс, указавший, что индукцию нельзя отрывать от другого метода познания - дедукции.

       Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-либо общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

       К общенаучным методам исследования также относятся:

-системный;

-структурный;

-вероятностный;

-формализации.

     Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений основывающиеся на соответствующих содержательных теориях. При этом используемая математическая символика не только помогает закрепить уже имеющиеся знания об исследуемых объектах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего их познания.

            В научном познании широко используется:

-аналогия;

-сравнение;

-измерение;

-анализ и синтез.

       Частнонаучные методы или методы конкретных наук бывают:

- в физике - спектроскопия, дифракция электронов, рентгеноструктурный анализ;

- в химии - активационный анализ, химико-спектральный анализ;

- в биологии - гибридологический метод, биометрия.

       Следует заметить, что методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу», а тем более «единственно научному». Каждый метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании с другими.

      Всеобщей основой, «ядром» системы методологического знания является философия - универсальный метод. Ее принципы, законы и категории определяют общее направление и стратегию исследования, «пронизывают» все другие уровни методологии, своеобразно преломляясь и воплощаясь в конкретной форме  каждого метода. 
 

 

Литература 

  1. Грачев В.Д. Философия ума. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
  2. Диалектика процесса познания. - М., 1985.
  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, - 1999.
  4. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания. - М., 1986.
  5. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. - М., 1957.
  6. Теория познания: В 4-х т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1991 - 1995.
  7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

Информация о работе Научное познание человеком мира