Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:50, реферат
Эмпирический и теоретический уровни познания тесно связаны между собой. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
Широкое распространение в современной науке получил мыслительный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мыслительный эксперимент - это теоретическая модель экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.
Индукция (от лат. inductio - наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.
Индукция, используемая в научном познании, может реализовываться в виде следующих методов:
-метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие - различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления);
-метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления);
-соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов);
-метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений);
-метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления - остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).
Родоначальником классического индуктивного метода познания является Фрэнсис Бэкон, но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средством познания. С критикой всего индуктивизма выступил Фридрих Энгельс, указавший, что индукцию нельзя отрывать от другого метода познания - дедукции.
Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-либо общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
К общенаучным методам исследования также относятся:
-системный;
-структурный;
-вероятностный;
-формализации.
Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений основывающиеся на соответствующих содержательных теориях. При этом используемая математическая символика не только помогает закрепить уже имеющиеся знания об исследуемых объектах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего их познания.
В научном познании широко используется:
-аналогия;
-сравнение;
-измерение;
-анализ и синтез.
Частнонаучные методы или методы конкретных наук бывают:
- в физике - спектроскопия, дифракция электронов, рентгеноструктурный анализ;
- в химии - активационный анализ, химико-спектральный анализ;
- в биологии - гибридологический метод, биометрия.
Следует заметить, что методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу», а тем более «единственно научному». Каждый метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании с другими.
Всеобщей
основой, «ядром» системы методологического
знания является философия - универсальный
метод. Ее принципы, законы и категории
определяют общее направление и стратегию
исследования, «пронизывают» все другие
уровни методологии, своеобразно преломляясь
и воплощаясь в конкретной форме каждого
метода.
Литература