Научное мировоззрение и его специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………………………3
1.Понятие мировоззрения и его структура………………………………………….4
2.Философия и мировоззрение………………………………………………………7
3.Философия и наука…………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная Философия.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

  Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако, решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение — система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированньтй, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой филсофию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

  История свидетельствует, что теоретическая  форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации  называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. Нам представляется, что слово «отпочкование» не совсем точно характеризует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теоретического освоения знания — конкретных наук, но и обретение философией своего нового облика, изменение предмета, метода и функций философии.

  Мировоззрение — понятие более широкое, чем  философия. Называя философию мировоззрением, не умножаем ли мы трудности, встающие на пути научного определения понятия  философии? Ведь если философия—мировоззрение, то уж во всяком случае мировоззрение особое, иными словами, философское мировоззрение. Получается нечто вроде логического круга. Но выход из него увидеть нетрудно: необходимо выявить специфические черты того типа мировоззрения, который может быть назван философией.

  Философское мировоззрение есть прежде всего  постановка вопросов, осознаваемых как  главные вопросы. Вопросы зти  возникают не только из научных исследований, но также из индивидуального и  общественно-исторического опыта, на что уже указывалось выше. Они могут быть названы главными, поскольку, ставя эти вопросы, философия приступает к обсуждению того, что существенно важно для всего человечества. Таковы, например, знаменитые вопросы «Критики чистого разума», решение которых, по Канту, составляет истинное призвание философии:

  1. Что я могу знать?

  2. Что я должен делать?

  З. На что я могу надеяться?

 

  3.Философия  и наука. 

  Философия сравнивается с ростком, из которого вырастает мощное дерево современной науки. Но тогда надо выяснить: что общего между философией и наукой и в чем различия; как из философии возникает современная наука; для чего нужна философия, если есть наука. Естественно, это будет лишь предварительное знакомство, которое может дать общее представление о философии как теории и о взаимосвязи философии и науки.

  Если  познакомиться с определениями  философии, данными в справочниках, энциклопедиях и учебниках, современных и не очень, то наиболее часто философия определяется как наука о всеобщем, наука о наиболее общих законах движения и развития мира, система самых общих, теоретических взглядов на мир и т. д. Здесь логика рассуждения следующая: предполагается, что научное знание имеет ряд уровней — экспериментальный, эмпирический и теоретический. В свою очередь теории различаются между собой степенью абстрактности, образуют внутри самого теоретического знания различные ярусы, этажи. Научное знание является, таким образом, как бы пирамидой, основанием которой служат опыт, эмпирические данные, вершиной — самые абстрактные теории. Философское знание при этом рассматривается как образующее самый верхний этаж пирамиды теоретического знания. Его положения и теории имеют самый общий, абстрактный характер, относятся ко всей реальности. Это положения типа: все в мире причинно обусловлено; движение абсолютно, покой относителен; противоречие — источник развития; материя первична, сознание вторично и т. д.

  Считается, что такие положения получаются в результате обобщения научных  теорий, т. е. философия, в отличие  от науки, не изучает мир непосредственно, а опирается на научные знания. Наука, таким образом, выступает в качестве посредника между философией и действительностью. Получается, что философ должен знать и изучать множество наук, по крайней мере ряд фундаментальных наук, чтобы заниматься «обобщением» их теорий и выводить «общие законы». Это, распространенное в учебниках представление о философии как «обобщении» научных теорий, является достаточно туманным. Непонятно, что такое сам процесс «обобщения» научного знания и какая в нем необходимость.

  Чтобы понять действительное отношение философии к другим наукам, закроем учебники и обратимся к самой философии. Отношение философии и других наук обсуждается в диалоге Платона «Соперники».

  В беседе между Сократом и его друзьями, состоявшейся примерно две с половиной  тысячи лет назад, обсуждается вопрос: что такое философия. Один из собеседников, немного поразмыслив, говорит, что философией он считает многоученость, знание многих наук. Ему возражают, что учение полезно умеренное и нельзя изучить все науки. Сократ предлагает выяснить, какие же из наук следует изучать философу, если не все и не многие. Собеседник уточняет: «Не следует, Сократ, понимать мои слова в том смысле, что философ должен знать каждую науку так же досконально, как тот, кто этим занимается, — нет, ему, как че ловеку свободному и образованному, достаточно уметь поддержать разговор, пусть не так углубленно, как могут сами специалисты». «Тогда я, — говорит Сократ, — не уразумев хорошенько, что он хотел этим сказать, спросил: так ли я понял, какого мужа считаешь ты философом? Сдается мне, ты подразумеваешь нечто похожее на то, как в состязаниях многоборцы относятся к бегунам или пловцам. Ведь в каждом отдельном виде они им уступают и занимают вторые места, зато среди остальных атлетов они первые победители. Скорее всего ты и тут, в философии, разумеешь, что занятия ею вырабатывают подобный навык: в понимании тех или иных наук первое место уступать, но сохраняя везде второе место, опережать прочих, и таким образом муж, приобщившийся к философии, во всем остается каким-то недомерком». Далее выясняется, полезно или нет занятие философией, если понимать ее таким образом. Сократ спрашивает, кого надо приглашать в дом к больному, врача или философа; в бурю на корабле кому довериться, кормчему или философу. Следует закономерный вывод: «покуда есть знаток своего дела, от философа пользы нет». Современные рассуждения о том, что философия обобщает положения отдельных наук, напоминает это сравнение философа с многоборцем. Но тогда следует признать правоту Сократа: философия как многоученость, обобщение отдельных наук, действительно бесполезна, пока есть специалисты.

  Беседа  Сократа на этом ве заканчивается. Видимо, дело философии не в многоучености, а в чем-то другом, говорит Сократ. Разговор переходит к проблеме управления: как делать людей лучшими. Сократ говорит, что это предполагает знание о том, какие люди хорошие, а какие нет, знание о том, что такое человек, следовательно, знание самого себя. Не знать самого себя, значит не быть вообще в здравом уме. Здравый ум, рассудительность, справедливость и «искусство управляться с людьми»  оказываются тождествены. Они основаны на знании о том, что такое человек.

  Это знание необходимо политику в управлении государством, хозяину в управлении домом, врачу, судье и вообще любому здравомыслящему человеку. Знание о человеке и есть дело философии. Сократ не делает такой вывод, но он подразумевается, так как всю жизнь Сократ руководствовался изречением, высеченным в дельфийском святилище Аполлона. Оно гласило: «Познай самого себя». При таком понимании того, чем должна заниматься философия, она уже не представляется делом бесполезным, а, наоборот, весьма нужным и полезным любому человеку.

  Философия приобретает также свой предмет исследования. Она теперь не вершина пирамиды познания, парящая над миром и дающая общее, абстрактное знание о мире, а знание о человеке, позвание человеком самого себя, как действующего, чувствующего, мыслящего, существующего в мире. Современная философия включает в себя множество направлений или отдельных дисциплин: теорию познания — гносеологию, философию науки, логику, методологию, философскую актропологию, этику, философию искусства (эстетику,), философию религии, философию культуры, социальную философию, историю философии и т. д. Таково, в общих чертах, содержание философского знания.

  Мы  определили особый предмет, особую сферу  действительности, изучаемую философией — человек и вся совокупность гуманитарных проблем. В этом отличие  философии от других наук — физики, химии, биологии и т. д. И все же философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость — знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.

  Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, поиск смысла, истинных целей челове- ческого существования. Поэтому в философии так много места занимают рассуждения о том, что есть истина, как соотносится материальное и духовное в мире, душа и тело, что такое человек, существует ли свобода воли и т. д. Философия — осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире. Поэтому философия — не наука. Наука должна быть объективной, т. е. в ней дается теория объекта: солнечной системы, элементарных частиц, клетки и т. д. Законы науки подтверждаемы в эксперименте, а эксперименты воспроизводимы.

  Философия имеет дело не с объектом, а с  субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству; целеполаганию, самосовершенствованию. Поэтому философское  знание, как знание человека о самом  себе, самосознание, не может быть объективным. Оно не научно, а наукообразно, имеет форму теории, так как использует анализ, синтез, обобщения, рассуждения, доказательства. Утверждения философии — это прежде всего выраженное в слове отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством, где мир не просто описывается, а переживается, где выражается определенное настроение, отношение к миру, к человеку, к жизни. Создавая тот или иной образ мира, философия задает и определенное отношение к нему, определенный настрой, определенное переживание бытия. А это, в свою очередь, может определить направление развития культуры, общества в целом.

  Таким образом, мы выяснили, что несмотря на свою теоретическую форму, философия — это не наука. Теоретическая форма есть то общее, что объединяет философию и науку, но различие между ними принципиальное. Философия не просто одна из научных дисциплин, наряду с математикой, физикой, химией и т. д.

  Философия — самосознание человека, попытка понять самого себя, свою деятельность, практическую и теоретическую, свое место в мире, понять жизнь, цели существования. В этом смысле философия шире науки, т. к. создает общее мировоззрение, общее представление о мире и человеке, о месте человека в мире. 

 

  Заключение. 

  После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. д., — философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

  Философское обобщение имеет гораздо более  широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от ивдивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».  

 

  Список  использованной литературы. 

  1.Введение  в философию: Учебное пособие  для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Малышевский, В.А. Карпунин, К.С. Пигров; Под ред. А.Ф. Малышевского. – М.: Просвещение, 1995. – 256с. 

Информация о работе Научное мировоззрение и его специфика