Научно техническая революция- синтез науки и техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Описание работы

В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав?
Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности.

Работа содержит 1 файл

Философия техники.docx

— 32.84 Кб (Скачать)

Философия техники

Научно-техническая  революция - синтез науки  и техники

В развитых странах  мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два  потока - техническое и научное  развитие слились в единый научно-технический  поток, получивший название научно-технической  революции. В чем же состоит сущность и содержание научно-технической  революции, каковы основные этапы ее развития в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав?

Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции  является вопрос о ее сущности.

Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие - к автоматизации  производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи - к возрастанию роли науки в  развитии техники, четвертые - к появлению  и развитию информационной техники  и т.д.

Нам кажется, что  во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны  научно-технической революции, а  не ее сущность, которую, по нашему мнению,. можно определить так: научно-техническая  революция есть совокупность взаимообусловленных  качественных изменений в науке  и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Для более глубокого  понимания сущности научно-технической  революции рассмотрим процесс ее развития. Прослеживая этот процесс  можно выделить его определенные этапы: формирование предпосылок НТР, ее первые проявления, развертывание  и, наконец, современный этап.

Формирование  естественнонаучных предпосылок НТР  относится к концу 19 - началу 20 веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу - новой естественно-научной картиной мира. Поскольку работы в области физики и математики оказали стимулирующее воздействие на другие области естествознания, это была революция в естествознании.

На основе этих работ как из рога изобилия посыпались научные открытия - динамика твердого тела, аэродинамика, механика жидкости и газов, теория устойчивости движения, физико-химический анализ, теория вероятностей и другие. Но эти научные открытия еще не находили технического применения. Даже такие видные достижения технического прогресса того времени, как крекинг-процесс, двигатель внутреннего сгорания, самолет и радио базировались на использовании знаний классической механики. Однако эти научные открытия не могли не повлиять на общее миропонимание людей, на настрой их мыслей, перестройку этих мыслей. Именно эта революция в естествознании явилась предтечей последующей за ней научно-технической революции, которая возникает на основе использования новейших научных достижений в технике и развивает дальше как технику, так и науку.

В 30-х годах  нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции - новая  квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации  производственных процессов, появление  первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные  открытия получают быстрое применение. Дж.Бернал писал, что "впервые в истории наука и ученые принимают непосредственное и открытое участие в серьезных экономических, промышленных и военных событиях своего времени" (31, 383).

Участие науки  в функционировании производства привело  к качественному изменению технического базиса производства. Завершается переход  от паровых двигателей к электродвигателям, происходит качественное техническое  усовершенствование двигателя внутреннего  сгорания и переход к турбодвигателям, дальнейшее развитие получают средства транспорта и связи, появляются реактивные самолеты, ракеты, полимеры и пластические массы, техника массового поточного  производства и ядерная техника.

С середины 50-х  годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники. Происходят дифференциация и интеграция различных областей научного знания. Углубляется специализация научной деятельности и в то же время интегративные процессы в науке преодолевают профессиональную ограниченность ученых, способствуют решению крупных комплексных научных проблем.

Для структурных  сдвигов в науке свойственно  также изменение удельного веса и значимости технических наук, занимающих лидирующее положение. Прежнее их понимание  как прикладных отраслей механики, физики, химии отмирает и технические науки становятся самостоятельной группой наук, выполняющих функции познания, конструирования и функционирования мира искусственно созданной технической среды - второй формы объективной реальности. Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

В процессе углубления науки в более сложные области  материального мира содержание науки  обогащается, наполняется новыми фактами, гипотезами, законами, теоретическими принципами и теориями. Возрастает точность и достоверность результатов  научных исследований. Это обеспечивает все большую роль науки в развитии и функционировании практики, что  приводит к изменению функций  науки. Наука превращается в одну из производительных сил общества, а по мере дальнейшего развития научно- технической революции она становится непосредственной производительной силой  общества.

В этом случае наука  имеет как бы две ипостаси. В  своей субъективной форме наука  как производительная сила выступает  в виде технико-техенологических знаний и определенных трудовых актов человека. Объективизированной формой науки является техника и технология. Научные знания, материализованные однажды человеком в технике и технологии, в дальнейшем без посредства человека, непосредственно функционируют в автоматизированном производственном процессе. Наука заставляет неодушевленные члены системы машин посредством ее конструкции действовать как автомат.

Автоматизация производственных процессов, как следствие  передачи нетворческих сторон трудовых функций человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число  лидеров технического прогресса. Впитывая в себя новейшие достижения науки  и техники, автоматизация качественно  меняет место и роль человека в  непосредственном технологическом  процессе. Из непременного агента этого  процесса человек превращается в  его регулятора в широком смысле этого слова. Постепенное включение  компьютеров в технологический  процесс начинает заменять отдельные  стороны логических функций человека и делает первые шаги кибернетизация производства. На этом этапе развития научно-технической революции были автоматизированы уже ранее механизированные процессы, но многие виды труда еще  остались за пределами автоматизации. Однако весьма заметно проявляется  тенденция ускорения темпов автоматизации  и расширения ее рамок, она постепенно охватывает вспомогательные участки  промышленного производства, сельское хозяйство и сферу бытовых  услуг, приводит к резкому росту  технического обеспечения функционирования всех отраслей народного хозяйства.

Рост технической  оснащенности отраслей народного хозяйства, все возрастающий технический потенциал  общества требует для своего функционирования все большего количества энергии. Это  стимулирует как развитие традиционных способов ее получения (использование  энергии падающей воды, угля, нефти, газа, торфа), так и переход к  использованию новых источников энергии, особенно внутриатомной. Как  основной вид энергии электричество  используется не только для приведение в движение технических устройств, но и в технологических процессах (термических, световых, электромагнитных и др.).

Развертывающаяся  научно-техническая революция требует  не только все большего количества энергии, но и вещества. Совершенствуются способы извлечения вещества из руд, начинает практиковаться вторичная  обработка сырья. Происходит рост химического  синтеза веществ нужных производству и быту.

В это же время  начинает бурно развиваться радиоэлектроника и все шире применяться в научных  исследованиях и на производстве. Однако настоящий "радиоэлектронный взрыв" еще впереди.

В этот период развития научно-технической революции происходит крупное научно-техническое и  культурное событие - наука и техника  вырывается в космос, начинается их космизация, утрачивается геоцентрический характер научно-технического прогресса.

Человечество  вступает в качественно новый  этап взаимоотношения с природой, что имело огромное мировоззренческое  значение и, вместе с тем, стимулировало  дальнейшее развитие науки и техники. Наука получает огромную сумму принципиально  новых знаний, что приводит к возникновению  новых наук - космической биологии, космической медицине и других наук, к изменению методологии исследования в ряде областей научного знания. Так. астрономия, занимающаяся наблюдением небесных тел и процессов, стала широко применять научный эксперимент.

Изменяется и  область техники и технологии. В условиях глубокого космического вакуума испытываются свойства новых  материалов, веществ, технических конструкций  и технологических процессов. На основе передовых отраслей научно-технического прогресса на Земле создается огромное космическое хозяйство. Новые конструктивные решения, приборы, материалы, топливо, организация научных исследований и внедрений оказывают влияние на другие отрасли народного хозяйства, которые усиливаются работой космической техники на потребности общества.

С середины 70-х  годов 20 века начался новый, современный  этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое  практическое применение. Теперь уже  революционные научнотехнические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.

Сущность современного этапа научно-технической революции  состоит в качественном повышении  наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго_ и трудосберегающим. Содержание нового этапа научно-технической революции составляют качественные изменения в системе научного знания в сочетании с приоритетными направлениями технического прогресса, которые определяют вступление человечества в новую технологическую эру 21 века. Каждое из направлений этого этапа научно-технической революции изменяют свою значимость и роль в процессе развертывания научно-технической революции в различных странах. Вместе с тем эти направления имеют глобальный характер, т.е. их важнейшие характеристики присущи в той или иной степени всем странам.

В самом содержании научного знания возрастает удельный вес выводного знания, продолжается дальнейшая дифференциация и интеграция наук. Усиливается взаимосвязь наук, первичная форма этой взаимосвязи, когда каждая наука изучает определенную сторону объекта своими специфическими методами и средствами а затем науки обмениваются между собой информацией с целью получения целостного знания об объекте, сменяется развитой формой взаимосвязи. В этом случае возникает междисциплинарное сотрудничество в процессе самого исследования, представители различных областей научного знания решают одну общую задачу, проводят одно комплексное научное исследование, охватывающее различные аспекты объекта.

Задачи, выдвигаемые  техническими потребностями производства, становятся все более сложными, возникают  комплексные проблемы. Для их решения  нужна другая методология научного исследования, делающая возможным обобщение  более широкого и глубокого уровня. Возникает особый класс понятий - общенаучных: алгоритма, модели, вероятности, системы, функции, структуры и др., которые широко используются в особом классе наук и научных направлениях- общей теории систем,кибернетике,синергетике и др.

Синергетика (теория самоорганизации) - междисциплинарное  направление научных исследований, определенная совокупность общепринятых в научном сообществе идей и методов (образцов) научного исследования, научная  парадигма, вводящая принципиально  новое видение мира и новое  понимание процессов развития. Имея преемственную историческую связь с кибернетикой и общей теорией систем синергетика исходит из противоположной точки зрения на объективную реальность. Для синергетики неравновесность не препятствие, а, напротив, источник упорядоченности, для нее процессы окружающего нас мира в принципе нелинейные а линейные процессы составляют весьма ограниченный класс. Предметом синергетики является механизм самоорганизации структур, переход от хаоса к порядку и обратно. Этот механизм исходит из структурной общности всех явлений в живой и неживой природе, функциональной общности процессов самоорганизации и особой, конструктивной роли случайности в развитии. Хаос - основа процесса развития.

Синергетика показывает при каких условиях и для каких систем случайности (флуктуации) могут привести к возникновению порядка. Ключевые идеи синергетики: нелинейность, самоорганизация и открытые системы. Не только человек активен, но и природа не является "немой".

В нелинейной среде (т.е в среде, которая описывается нелинейными математическими методами) имеется спектр альтернативных случайностей.

Информация о работе Научно техническая революция- синтез науки и техники