Натурфилософия Древней Греции, Демокрита и Парменида

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 25.38 Кб (Скачать)

Введение

Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней  Греции  и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная философия - уникальное явление,  давшее импульс в развитии буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов,  жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты античной философии: духовное многообразие,  подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натурфилософия  древней Греции

 

Самым выдающимся философом  так называемого натуралистического периода греческой философии  был Демокрит, родившийся между 480—470 г.г. до христианской эры.

«Демокрит должен быть причислен  к величайшим между великими мыслителями  древности», — говорит Ф. А. Ланге. И, действительно, охват его знаний, его энциклопедичность и сила проникновения его ума не были превзойдены ни одним из философов  древности. История философии, однако, занималась Демокритом очень мало. Его последовательный материализм, отрицающий всякое сверхчувственное и  сверхопытное объяснение, отталкивал от него не только богословов всех родов, но и философов господствующих школ. А на всем протяжении нового времени  господствовали, как известно, школы  идеалистического направления, глубоко  и резко враждебные материализму и атеизму. И хотя нельзя было совершенно замолчать значение «отца физики»  в развитии новейшей науки, это значение всеми способами умалялось {Прекрасное изложение и оценку учения Демокрита  русский читатель найдет в книге  Р. Пикеля «Великий материалист древности», изд. «Новая Москва» 1924 года.}.

Подобно Фалесу, Пифагору и  др. философам этого периода, Демокрит из Абдеры вышел из среды богатой  и просвещенной буржуазии восточных  греческих колоний. Он получил прекрасное образование и говорили даже, что  его первыми учителями были персидские маги. Страсть к знанию побудила его после смерти отца, очень богатого купца, употребить свою долю наследства на путешествия. Он сам говорил, что  никто из его современников не совершал таких длинных путешествий  в самые отдаленные страны. «Я не щадил ничего, чтобы приобретать  знания. Я видел всех знаменитых людей моего времени; я объездил все страны, где ожидал встретить  истину, расстояние меня не пугало. Я  наблюдал различия многих климатов; я  собирал данные об явлениях, происходящих в воздухе, в земле и в водах. Утомление странствиями не мешало мне размышлять; я занимался математикой на больших дорогах и в молчаливом уединении моего жилища. Я не думаю, чтобы кто-либо, не исключая и египетских жрецов, превзошел меня ныне в искусстве доказательств с помощью чисел и линий». Очень вероятны рассказы, что он побывал в Эфиопии, в Египте и Персии.

Вернувшись в Грецию после  долгих лет, проведенных в странствиях, он поселяется в родном городе и  вскоре приобретает славу человека, обладающего даром божественного  разума. Сограждане осыпают его почестями, делают его даже правителем. Когда  его положение, благодаря проискам врагов, пошатнулось и на основании  вновь изданного закона ему, сыну, промотавшему наследство отца, угрожали суд и лишение права на погребение в родном городе, он на площади перед  народом в свое оправдание прочитал одно из лучших своих сочинений. Триумф был полный: народ наградил его  большой суммой денег и воздвиг  в его честь бронзовый памятник.

По-видимому, общественными  делами он занимался недолго, а предпочел  все свое время отдавать науке  и философии.

Его связывает тесная дружба, основанная на общих научных интересах, с великим врачом Гиппократом. Анекдотически  начало этой дружбы связывается со следующим фактом. Абдериты, обеспокоенные  многими странностями в образе жизни  и поступках Демокрита, пригласили Гиппократа в Абдеру, чтобы освидетельствовать умственные способности философа. Врач приехал и убедился, что перед  ним совершенно здоровый, но незаурядный  ум. Пациент превратился в друга, а может быть, в учителя.

О нем вообще сохранился ряд анекдотов. Вот один из них. Ища  тишины и одиночества для размышления, Демокрит дни и ночи проводил на кладбище. Какие-то шутники, замаскировавшись, вздумали напугать его привидениями. Но философ не испугался. «Перестаньте, сказал он затейникам: вы не испугаете  того, кто твердо знает, что душа, расставшись с телом, уже решительно ничего собою не представляет».

В историю его имя перешло  с ярлыком «смеющегося философа». С высоты своей мудрости он не мог  без смеха взирать на мелочи людской  жизни, на суеверия, на глупость. Улыбка всегда играла на его губах.

За свою долгую жизнь (он прожил 90—100 лет) Демокрит написал множество  сочинений, которые до нас дошли, к сожалению, только в отрывках и  изложениях. Ему приписываются не только научные труды, но и различные  изобретения.

«Надо стремиться не к полноте  знания, но к полноте понимания», говорил Демокрит, обладавший сам  наивысшей для того времени полнотой знания. Претворяя в жизнь это  положение, он создал атомистическую теорию, которая, подвергшись ряду преобразований, обусловленных более совершенными познаниями, составляет основу атомистики новейшего времени.

Он не был творцом теории атомов; отдельные элементы этой теории существовали до него, и в числе  его предшественников считается  ряд мыслителей, начиная с индийского философа XII века Канады и кончая пифагорейцами. Но его огромная несомненная заслуга  в том, что атомы для него единственная основа мира и движения. Кроме них, учил он, никакой иной причины, стоящей  над ними или вне их, не существует.

Ничто из ничего не происходит, ничто не уничтожается, все только изменяется, — учил Демокрит, и этим устанавливал основные положения современной  физики — неуничтожаемость материи  и сохранение энергии. Ничто не происходит случайно, для всего есть какая-нибудь причина и то, что совершается, необходимо, — гласит дальнейшее его  положение. Здесь отрицается всякое телеологическое объяснение, т.-е. такое, которое во всяком явлении видит  заранее намеченную цель. Случая нет, все связано железным законом  причинности. Если на голову проходящего  человека падает кирпич, то это не случай, а явление, обусловленное рядом  бывших раньше причин и действий. И  раз нет случая, то необходимо признать, что мир управляется не какой-либо нездешней и посторонней силой, а законами, являющимися выражением естественных отношений между вещами.

Для научного познания был  расчищен путь, были решительно устранены  все антропоморфические и религиозные  объяснения природы. Ибо поскольку  хотя в малейшей степени в естественное течение событий привходит элемент  божественный, сверхприродный, постольку  наука о природе невозможна. Нет  никаких чудес. Когда с неба падала молния, — говорит Демокрит, —  когда появлялись кометы, когда происходило  затмение солнца или луны, то люди минувших дней приходили в ужас, убежденные, что боги были виновниками этих чудес. На самом деле кроме атома и  пустоты ничего не существует.

Знаменитый философ-идеалист Кант называл Демокрита вздорным человеком, так как он движение мира объяснял механически, а не поставил в начале бога, сотворившего его  из первобытного хаоса. Для нас, наоборот, достоинство Демокрита, помимо прочих заслуг его перед наукой, о которых  здесь мы не можем говорить, заключается  именно в его атеизме. «Следует помнить, что для этой эпохи атеизм был  большим революционным шагом. Религиозный  культ в эпоху греко-персидских войн и Перикла в Греции был  силен. Нам известен целый ряд  процессов против философов и  государственных мужей в Афинах за их безбожие, кончавшихся изгнанием  последних из пределов своего отечества. Живи Демокрит в Афинах, повидимому та же участь постигла бы и его» {Пикель. «Великий материалист древности», стр. 91.}. И действительно, разум и вера, наука и религия не раз сталкивались между собой в древней Греции. Хотя там и не существовало в таком  виде, как мы это слишком часто  наблюдаем в новое время, государственной  религии и духовенства, вмешивающегося, как влиятельная корпорация, во все  проявления общественной жизни, тем  не менее в некоторые эпохи  всякое свободомыслие в религиозных  вопросах жестоко преследовалось. Вокруг храмов толпилась непросвещенная и  фанатичная чернь, послушное орудие в руках таких же суеверных  и фанатичных жрецов, свято оберегавших  традиции и свое привилегированное  положение.

До нас не дошли имена  всех жертв религиозной нетерпимости и изуверства, но многие из них нам  известны. Как сказал Ренан, боги, которых  Аристофан бичевал в своих комедиях, иногда убивали. Убивали, если не тело, то душу. Убивали слепо, часто не разбирая, действительно ли атеист тот, кого невежественная молва или ядовитая завистливая клевета клеймила именем нечестивца. Протагор, Анаксагор, Аристотель, Теофраст, Феодор по прозванию Атеист, Диоген из Аполлонии, Сократ, которого казнили, заставив выпить цикуту, Диагор из Мелоса, голова которого была оценена, Эсхил, Эврипид и многие другие преследовались за действительное или мнимое безбожие или просто за свободомыслие, идущее вразрез в традицией. «В Афинах была инквизиция в полном смысле слова, — говорит один из историков материализма {J. Soury. „Breviaire de l'histoire du materialisme“, p. 151, P. 1881.}. — В Афинах времен Перикла также существовала религиозная ортодоксия, как и в Париже времен Вольтера, и за много веков до того, как сжигали сочинения философов XVIII века у подножья лестницы здания Парижского Парламента, на площади в Афинах сжигали книги Протагора».

Знаменитый греческий философ  Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ( "атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое" ). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля  атом как наименьшую, далее не делимую  физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается  одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, - это атомы  и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя  не делима до бесконечности? Левкипп  и Демокрит были внимательными слушателями  Зенона и от них не ускользнули  ни сильные ни слабые стороны его  рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить  тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь  величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они  будут иметь величину - но тогда  их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование  предела делимости - неделимый далее  атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что  материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы.

Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые  через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит  огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию.

Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали  развиваться различные искусства.

Он высказал версию, что искусство  зародилось путем подражания (Мы научились  от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях. "Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в  безвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв  не соблюдают". Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земные поступки. Этика  Демокрита пронизана идеями гуманизма. "Гедонизм Демокрита не только в  удовольствиях, т.к. высшее благо блаженное  состояние духа и мера в удовольствиях".

Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных изречений. Например, "богат тот, кто беден  желаниями", "добро не в том  чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д. Идеалом государственного устройства считал демократическое  государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно  гибнет – все гибнут. Левкипп  и Демокрит гениально положили начало учению о бесконечности миров. Они  продолжали развивать догадку Анаксагора о чисто физическом происхождении  и чисто физической, а не божественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых  на небесном своде.

В целом следует отметить, что  философия Демокрита – энциклопедическая  наука, основанная на атомистической гипотезе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Необходимо отметить, что  в русле античной способности  воспринимать этот мир философски,- теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании.

Разумеется сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь.

Информация о работе Натурфилософия Древней Греции, Демокрита и Парменида