Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:28, доклад
Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Философия
Моральное сознание
Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Моральное сознание начинается с оценки. Это оценочная форма отражения. В качестве критериев нравственной оценки выступают все нравственные категории, в которых концентрируются в максимально обобщенной форме представления о том, каким в идеале должен быть человек (добро – зло, честь, совесть, справедливость, долг, благо, счастье и др.). Высшая форма оценки – «добро».
Оценочная форма отражения накладывает свой отпечаток на само содержание нравственного сознания. Здесь имеет место сильный момент субъективности: один и тот же поступок может быть оценен разными людьми по-разному (даже противоположно).
Нравственное сознание существует в виде норм (нормативная форма отражения). Нравственная норма – это особое правило, требование общества к личности, которое предписывает осуществлять определенное поведение. Она относится и к моральному сознанию, и к моральной практике, так как является фактом сознания и фактом его реализации. Отступление от нравственных норм осуждается обществом.
Однако моральные нормы (в отличие от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. Хотя иногда роль «нравственного судьи» и «исполнителя приговора» берет на себя другой человек или группа людей. Вершится своеобразный «нравственный суд» для того, чтобы восторжествовала справедливость. Формы такого «нравственного суда» могут быть различны – от морального осуждения до лишения имущества, жизни.
При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.
Еще одна особенность нравственного сознания – его преимущественно эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.
В содержательном плане общественно-
На теоретическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер.
Необходимо различать
нравственность и нравы – идеальные
и практически практикуемые формы
общественной связи между людьми.
Это различие осмыслил и терминологически
закрепил Гегель, у которого «мораль»
и «нравственность» выступают как
два самостоятельных и
Отличие между ними заключается в следующем:
* нравственность закреплена
традицией, вековой привычкой,
индивид включен в нее
* нравственность можно
определить как общественную
мораль, она выражает точку зрения
общности (семьи, государства, общества)
* нравственность совпадает
с нравами, фактически
Гегель полагал, что мораль
вырастает из нравственности и затем
обратно переходит в
Постепенно, за всю долгую историю культуры сложились два основных направления в понимании природы морали.
1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическому, натуралистическому пониманию морали, где нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Руссо, Гольбах, Монтескье, Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки.
2. Идеалистическая традиция,
где мораль понимается как
особая, автономная область
.
Моральное сознание, как
и любая другая форма общественного
сознания, исторично. С развитием
общества происходит изменение моральных
принципов: то, что раньше было приемлемо
с точки зрения нравственности, сегодня
может осуждаться и наоборот. Мораль
имеет также классовый
В заключение отметим основные функции морали:
регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.);
оценочно-императивную (с одной стороны, мораль оценивает действия, поступки людей, с другой - повелевает вести себя определенным образом);
коммуникативную (представляет собой особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде);
воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе);
познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).