Моральное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:28, доклад

Описание работы

Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.
Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 17.27 Кб (Скачать)

Философия

 

Моральное сознание

 

Моральное сознание, с точки  зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.

Специфика морального сознания заключается в том, что оно  отражает и регулирует межличностные  отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все  мысли, слова, поступки человека соотносятся  с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Моральное сознание начинается с оценки. Это оценочная форма  отражения. В качестве критериев  нравственной оценки выступают все  нравственные категории, в которых  концентрируются в максимально  обобщенной форме представления  о том, каким в идеале должен быть человек (добро – зло, честь, совесть, справедливость, долг, благо, счастье и др.). Высшая форма оценки – «добро».

Оценочная форма отражения  накладывает свой отпечаток на само содержание нравственного сознания. Здесь имеет место сильный  момент субъективности: один и тот  же поступок может быть оценен разными  людьми по-разному (даже противоположно).

Нравственное сознание существует в виде норм (нормативная форма  отражения). Нравственная норма –  это особое правило, требование общества к личности, которое предписывает осуществлять определенное поведение. Она относится и к моральному сознанию, и к моральной практике, так как является фактом сознания и фактом его реализации. Отступление  от нравственных норм осуждается обществом.

Однако моральные нормы (в отличие от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. Хотя иногда роль «нравственного судьи» и «исполнителя приговора» берет на себя другой человек или группа людей. Вершится своеобразный «нравственный суд» для того, чтобы восторжествовала справедливость. Формы такого «нравственного суда» могут быть различны – от морального осуждения до лишения имущества, жизни.

При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется  на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.

Еще одна особенность нравственного  сознания – его преимущественно  эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.

В содержательном плане общественно-психологический  уровень морального сознания включает моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.), эмоции и представления  о моральном и аморальном, опытное  значение моральных правил, нравов, обычаев коллектива, общества. Они формируются раньше рациональных представлений о должном, справедливом, честном и т.д.

На теоретическом уровне моральное сознание представляет собой  совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер.

Необходимо различать  нравственность и нравы – идеальные  и практически практикуемые формы  общественной связи между людьми. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Гегель, у которого «мораль» и «нравственность» выступают как  два самостоятельных и исторически  сменяющих друг друга понятия.

Отличие между ними заключается  в следующем:

* нравственность закреплена  традицией, вековой привычкой,  индивид включен в нее непосредственно,  как во внешний мир. Мораль есть выражение внутренней убежденности, свидетельство духа, в ней действительность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью;

* нравственность можно  определить как общественную  мораль, она выражает точку зрения  общности (семьи, государства, общества), мораль, напротив, есть нечто, подобное  индивидуальной нравственности, она  исходит из идеи самоценности человеческой личности;

* нравственность совпадает  с нравами, фактически практикуемыми  формами поведения, мораль вырастает  из отрицательного отношения  к реальности и является субъективным  долженствованием.

Гегель полагал, что мораль вырастает из нравственности и затем  обратно переходит в нравственность. История этики знает примеры  полного разрыва между моралью  и нравственностью, принесения нравственности в жертву морали (Кант) и наоборот (Гегель).

Постепенно, за всю долгую историю культуры сложились два  основных направления в понимании  природы морали.

1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическому, натуралистическому пониманию морали, где нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Руссо, Гольбах, Монтескье, Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки.

2. Идеалистическая традиция, где мораль понимается как  особая, автономная область человеческого  духа (свободная воля и стремление  к благу), противостоящая природе  человека (Кант, Дюркгейм, Леви-Брюль, Самнер и др.). Нравственность - это свободный дух, не подчиняющийся ни законам природы, ни телу человека, это сфера чистого разума.

.

Моральное сознание, как  и любая другая форма общественного  сознания, исторично. С развитием  общества происходит изменение моральных  принципов: то, что раньше было приемлемо  с точки зрения нравственности, сегодня  может осуждаться и наоборот. Мораль имеет также классовый характер: у той или иной социальной группы может быть «своя» мораль. Однако в  морали есть и общечеловеческие элементы, имеющие непреходящий смысл. Это  связано с отражением в сознании общественного характера жизни  людей: раз человек живет в  обществе, то он должен действовать  в интересах охраны этой общественной жизни. Обычно общечеловеческие нравственные принципы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и  впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай зла ближнему своему», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь». Однако необходимо отметить вполне «земной» смысл происхождения этих общечеловеческих нравственных принципов, объявленных в религии «вечными». Например, норма «не убий» в своем историческом содержании была направлена против обычая кровной мести и освящала передачу прав и обязанностей по охране жизни человека из рук общины в руки государства. Проповедники этой нормы редко распространяли ее действие на государственно-организованные убийства (войны, подавления восстаний и т.д.). «Не укради» первоначально выражает потребность охраны частной собственности на движимое имущество. «Не прелюбодействуй» вырастает как этническая санкция на основе частнособственнической моногамии

В заключение отметим основные функции морали:

регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.);

оценочно-императивную (с  одной стороны, мораль оценивает  действия, поступки людей, с другой - повелевает вести себя определенным образом);

коммуникативную (представляет собой особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде);

воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе);

познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).


Информация о работе Моральное сознание