Моральная философия Иммануила Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно - положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом – категорическим императивом. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Содержание

Введение.
Краткая биография Иммануила Канта.
Моральная философия Канта.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Доклад ФИЛОСОФИЯ.docx

— 51.97 Кб (Скачать)

     Замысел Канта  выявить чистоту морали, освободить ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на понятия «чистого разума». С точки зрения Канта, мораль самодостаточна и не выводима ни из чего. Он подчеркивает ее автономию от религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе.

     Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно - положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

     В своем творчестве Кант стремился соединить 2 этические теории: этику внутренней убежденности и этику естественного права. Кант понимает, что мораль не только имеет объективный, общезначимый, внеиндивидуальный статус и выступает как обязательный закон, но и неразрывно связана со свободой личности. В морали, по мнению Канта, человек «подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству». Он первый попытался соединить то, что во всей предыдущей этике считалось несоединимым. 
Моральную философию Кант разделил на 2 части: априорную и эмпирическую. I - он назвал метафизикой нравственности, или собственно моралью, II - эмпирической этикой. 
Мораль, по мнению Канта, нельзя вывести из реальности, она содержит свою причину в себе. Она тождественна законодательному практическому разуму. Всеобщий закон практического разума - это и есть нравственный закон. 
         Чтобы найти нравственный закон, надо найти абсолютный закон. Что может являться абсолютным началом? По мнению Канта - добрая воля. «Нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме доброй воли». Волей обладает только разумное существо - это способность поступать согласно представлению о законах. Говоря по-другому, воля - это практический разум. Разум предназначен для утверждения чистой доброй воли. Чистая добрая воля не может существовать вне разума т.к. она чистая, т.е. лишена всего эмпирического. Это отождествление разума и доброй воли составляет высшую точку кантовской философии. 
Нравственный закон -объективный принцип воли. Он должен был быть самоочевидной основой поведения, но человек - несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, императив. 
         Кант подразделял все императивы на два класса: гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения (например, советы врача). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по их велению, Кант называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но являются моральными; категорический - предписывает поступки, которые хороши сами по себе. Только категорический императив можно назвать императивом нравственности. 
         Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества. Кантовский императив включает в себя и идею самоцельности человека как разумного существа, субъекта возможной доброй воли и может быть переформулирован: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Категоричность, безусловность императива требует и 3-го уточнения, о том, что воля каждого разумного существа обладает способностью учреждать нравственный закон: «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающий всеобщие законы». 
          Категорический императив - объективный принцип нравственности. Субъективным принципом нравственности является долг. Долгом Кант называл необходимость действия из уважения к нравственному закону. Долг есть единственный нравственный мотив. 
После формулирования к. императива, встает вопрос о его истинности. В рамках своей теории К. вводит учение о постулатах практического разума: постулаты свободы, бога и бессмертия. Постулат свободы необходим как условие происхождения нравственности, а постулаты бессмертия души и существования бога - как условия ее реализации. Эти постулаты являются необходимыми предпосылками функционирования практического разума, придают силу нравственному закону.

      Заключение

     В заключении «Критики чистого разума» Кант пишет свои знаменитые выражение: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоволением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://aforizm-pro.ru
  3. http://sprach-insel.com
  4. http://ovrag.info/moralnaya-filosofiya-i-kanta/
  5. http://infospy.ru/Articles/article_storyid_3640.html

Информация о работе Моральная философия Иммануила Канта