Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно - положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом – категорическим императивом. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Введение.
Краткая биография Иммануила Канта.
Моральная философия Канта.
Заключение.
Замысел Канта – выявить чистоту морали
Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно - положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом – категорическим императивом. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
В своем творчестве Кант стремился соединить 2 этические теории: этику внутренней убежденности и этику естественного права. Кант понимает, что мораль не только имеет объективный, общезначимый, внеиндивидуальный статус и выступает как обязательный закон, но и неразрывно связана со свободой личности. В морали, по мнению Канта, человек «подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству». Он первый попытался соединить то, что во всей предыдущей этике считалось несоединимым.
Моральную философию Кант разделил на 2 части: априорную и эмпирическую.
I - он назвал метафизикой нравственности, или собственно моралью, II
- эмпирической этикой.
Мораль, по мнению Канта, нельзя вывести из реальности, она содержит свою причину в себе. Она тождественна законодательному практическому разуму. Всеобщий закон практического разума - это и есть нравственный закон.
Чтобы найти нравственный закон, надо найти абсолютный закон. Что может являться абсолютным началом? По мнению Канта - добрая воля. «Нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме доброй воли». Волей обладает только разумное существо - это способность поступать согласно представлению о законах. Говоря по-другому, воля - это практический разум. Разум предназначен для утверждения чистой доброй воли. Чистая добрая воля не может существовать вне разума т.к. она чистая, т.е. лишена всего эмпирического. Это отождествление разума и доброй воли составляет высшую точку кантовской философии.
Нравственный закон -объективный принцип воли. Он должен был быть самоочевидной основой поведения, но человек - несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, императив.
Кант подразделял все императивы на два класса: гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения (например, советы врача). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по их велению, Кант называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но являются моральными; категорический
- предписывает поступки, которые хороши сами по себе. Только категорический императив можно назвать императивом нравственности.
Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества. Кантовский императив включает в себя и идею самоцельности человека как разумного существа, субъекта возможной доброй воли и может быть переформулирован: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Категоричность, безусловность императива требует и 3-го уточнения, о том, что воля каждого разумного существа обладает способностью учреждать нравственный закон: «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающий всеобщие законы».
Категорический императив - объективный принцип нравственности. Субъективным принципом нравственности является долг. Долгом Кант называл необходимость действия из уважения к нравственному закону. Долг есть единственный нравственный мотив.
После формулирования к. императива, встает вопрос о его истинности. В рамках своей теории К. вводит учение о постулатах практического разума: постулаты свободы, бога и бессмертия. Постулат свободы необходим как условие происхождения нравственности, а постулаты бессмертия души и существования бога - как условия ее реализации. Эти постулаты являются необходимыми предпосылками функционирования практического разума, придают силу нравственному закону.
Заключение
В заключении «Критики чистого разума» Кант пишет свои знаменитые выражение: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоволением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Список используемой литературы: