Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:37, доклад
Доклад о древнегреческом ученом, философе, энциклопедисте и основоположнике логики – Аристотеле.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ФИЛОСОФ – АРИСТОТЕЛЬ.
Работу выполнил:
Букулов Х.А. гр. ГМБ-11
Аристотель (384 – 322 гг.
до н.э.)
В своей работе я хочу написать о древнегреческом ученом, философе, энциклопедисте и основоположнике логики – Аристотеле.
Жил Аристотель в 384-322 годах (IV в. до н.э.). Родился в Стагире, во Фракии (район Северной Греции). Его отец был личным врачом короля Македонии. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. В 17 лет Аристотель поступил в академию Платона и был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Аристотель высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно его высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже».
В скором времени он порвал со своим учителем. Покинув Афины, он жил в различных городах Малой Азии, где не только учил, но и занимался научными исследованиями, преимущественно в области биологии. В Афинах ученый основал собственный лицей. «Учеников своих он упражнял в рассуждениях на заданные положения и в красноречии», — писал Диоген Лаэртский. Из воспоминаний современников известно, что, помимо педагогической деятельности, Аристотель, как и многие другие великие греки, вел довольно праздный образ жизни. Так, история сохранила факт о том, что Аристотель недолго учительствовал в Афинах, а уехал к евнуху Гермию, тирану Антарнея, с которым породнился. Аристипп в книге «О роскоши древних» писал, будто Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и «от радости стал приносить смертной женщине такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре», а в честь самого Гермия сочинил гимн.
Македонский царь Филипп II пригласил Аристотеля для воспитания своего сына, Александра . Обучая Александра и имея на царя определенное влияние, Аристотель попросил восстановить родной город, разрушенный Филиппом, и добился этого. Он же написал законы для его жителей. Александр Македонский, великий ученик Аристотеля, во время своих завоевательных походов приказывал отправлять своему старому учителю в Афины образцы растений и животных из завоеванных стран, что являлось ценным источником для естественнонаучных исследований ученого. Однако позже, Александр постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир. Аристотель вернулся в Афины.
Скоропостижная смерть ученика Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове Эвбея. Аристотель прожил 62 года и, по некоторым источникам, покончил с собой, выпив аконит. Прожил он жизнь весьма интересную, многое повидал, многому научился сам и многих выучил. По словам Диогена Лаэртского, у Аристотеля Стагирского было много учеников; более всего из них выделялся Феофаст. Таким образом, учение Аристотеля и его психологические воззрения не канули в веках и были использованы многими учеными-психологами не только древности, но Средневековья и Нового времени.
Аристотеля называют крестным отцом физики: ведь название одного из его трудов «Физика» (8 книг) стало названием целой науки – физики. Факт, который вызывает мое восхищение, это то, что Аристотель увлекался почти всеми областями знаний своего времени. Своим гениальным умом он охватывал почти весь доступный круг знаний древнего мира, утверждая, что: «Наука начинается с удивления». Аристотель признавал объективное существование материального мира, причем процесс познания происходит «от более явного для нас к более явному по природе», но вместе с тем он верил в бога, противопоставляя земное и небесное. В центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, утверждая, что вокруг нее вращаются твердые прозрачные сферы, к которым прикреплены планеты: 7 сфер для планет, к 8 сфере – прикреплены звезды, 9-я (самая дальняя) – «первый двигатель», вращающий все остальные сферы. Его учение было признано и обработано церковью, по этой причине естествознание в течение почти двух тысяч лет излагалось по Аристотелю.
Аристотель приходит к выводу о том, что душа «как начало живых существ» (общее мнение древних) есть форма реализации способного к жизни тела «Необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью». «Правильно думают те, кому представляется, что душа не [может] существовать без тела и не является телом» (кстати, лично так я и считаю). Решительным итогом размышлений Аристотеля является его вывод «души от тела отделить нельзя», что сделало бессмысленным все проблемы, стоявшие в центре учения Платона (о прошлом и будущем души, способах ее соединения с телом и т.д.).
В итоге
Аристотель окончательно покончил с
гилозоизмом — учением об одушевленности
(жизненности) всех физических тел. Душа
представляет собой начало органической
жизни, но не материалистического мира
в целом. Специфика этого начала
заключается в способности
Аристотель
внес свою лепту в развитие теории
чувственного образа. Он трактовал
сенсорный образ как
Считаю нужным упомянуть и то, что:
1) Аристотель
как хороший аналитик был не
только крайне осторожен при
разработке категорий, но и
объединял их в своем
2) наряду с состояниями он изучал и процессы изменения, как это и предполагает его «индуктивный» подход, отмеченный выше;
3) он
пытался проводить различие
4)Аристотель обсуждал социальные институты с точки зрения их задач и тех преимуществ и недостатков, которые, как ему казалось, с ними связаны, и поэтому он сам, а за ним и его последователи совершали рационалистическую ошибку определенного вида, а именно — телеологическую ошибку.
Подводя итог, надо заметить, то, что Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.
Творчество
Аристотеля является вершиной не только
античной философии, но и всего древнего
мышления, наиболее обширной и в
логическом смысле наиболее разработанной
системой познания. К. Маркс и В. И.
Ленин характеризовали
Отступление - Факт из жизни Аристотеля: Старинные источники сообщают о такой истории в жизни "князя философов" Аристотеля и его юного ученика - царя Александра Македонского. Последний активно постигал чувственный мир и попал под сильное влияние гетеры Феллиды. Видя пагубность этой связи для государства, Аристотель просит Феллиду оставить Александра. Феллида согласилась это сделать, но при условии, что Аристотель прокатит ее по комнате на своей спине, т.е. станет "лошадкой". Не видя других путей решения проблемы, Аристотель уступает...В самый разгар "скачек" в комнату входит Александр и видит Феллиду верхом на философе. Смущенный Аристотель говорит Александру: "Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудренным человеком, то можешь себе представить, во что она превратит тебя". Этого урока царю оказалось достаточно.
Высказывания
Аристотеля:
1) И бедность, и богатство – это нарушение
меры должного.