Мировоззрения: миф, религия, философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Содержание

Введение 3
1. Состав и структура мировоззрения. 4
2. Типы мировоззрения 6
3. Формы мировоззрения 7
3.1. Миф 7
3.2. Религия 9
3.3. Особенности философского мировоззрения 11
Заключение 12
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

К.р. философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     В мире существуют разнообразные религиозные верования: 

     - фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. 
- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

     - тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами  — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

     - магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.

     все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения

     Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:

     • Иудаизм (7 в. до н.э.)

     • Буддизм (5 в. до н.э.)

     • Христианство (1 в. до н.э.)

     • Ислам (7 в. н.э.)

3.3. Особенности философского мировоззрения

     Философия может быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам. 

     Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

     Основные черты философского мировоззрения:

     - концептуальная обоснованность;

     - систематичность;

     - универсальность;

     - критичность.

     Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

 

Заключение

     Ко всему вышеизложенному хотелось бы еще добавить, что, исходя из посыла о том, что мировоззрение - это "более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя" важно отметить, что такие формы мировоззрения, как "анимизм" и "фетишизм" отнюдь не являются таковыми в точности и скорее сбивают с толку, чем об"ясняют что-либо. Дело в том, что первобытные люди еще не дошли до основного вопроса "философии - спора о примате материи над духом или духа над материей - по той причине, что они не додумались до такой величайшей абстракции, как дух . Всякое существо, действовавшее в сновидении ли, в мифологии ли ("сверх"естественное" - с нашей точки зрения, но вполне естественное - с точки зрения древних), представлялось не иначе, как вполне телесным; вместо того, чтобы говорить об "одушевлении" предметов древними людьми, правильнее говорить об их "оживлении", но существо, управлявшее предметом, не было "душой, духом" (anima -"душа") в философском смысле слова.

     Что касается "фетишизма", т.е. культового поклонения неодушевленным предметам, то это явление не имеет всеобщего значения, потому что каждый такой неодушевленный предмет - это не более как проявление одного вещественного звена семантического ассоциативного ряда, построенного в осмысление явлений мира, и отнюдь не специально свойственно какому-то одному определенному этапу в развитии человеческих мировоззрений. В любой современной религии сколько угодно фетишей.

     Сложнее обстоит дело с "тотемизмом", т.е. с системой верований в родовых и племенных предков, которые могут являться в виде животных и - реже - растений и неодушевленных предметов, причем они мыслятся как активно действующие в пользу своих ныне живущих человеческих родичей. По-видимому, тотемизм в конечном счете отражает мифологическое осмысление условий для поддержания существования человеческих коллективов при охотничье-собирательском или также и скотоводческом хозяйстве; это осмысление шло по таким же самым семантическим рядам, что и в других мифах, но тотемические представления являют собой уже развившуюся, сложную систему. Данные же, которые миссионеры и этнографы успели записать до окончательного распада первобытнообщинного строя, весьма неполны. Поэтому в настоящее время многое в тотемизме остается загадочным.

 

Список  литературы

1.Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.

2.Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",2005

3.Введение в философию Под ред. И.Т.Фролова в 2-х частях –  М.:Политиздат, 2009

4.Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник ,2007

5.Современная  буржуазная философия и религия.  Под ред. А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 2006

6. Кант  М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966 

Информация о работе Мировоззрения: миф, религия, философия