Мировоззрение, его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Содержание

Введение 2
Понятие мировоззрения и его сущность 4
Структура мировоззрения. 6
Заключение 9
Список используемой литературы 10

Работа содержит 1 файл

Мировоззрение.docx

— 31.12 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 2

Понятие мировоззрения и его сущность 4

Структура мировоззрения. 6

Заключение 9

Список используемой литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Введение

 

Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей  степени каждый человек интересуется морально-нравственными проблемами. Что такое совесть, честь, долг, ответственность  и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию  между добром и злом? Откуда берется  зло в человеческих поступках  и в мировой истории? и т.д.

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии.  Карл Линней (1707-1778) справедливо заметил, что человек, как существо животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что он является существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присуще осознание окружающей среды.

Произведя человека, природа, таким образом, произвела  существо, в лице которого осознала самоё себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная, катастрофичная...  Человек не только знает те или иные стороны действительности, он вместе с тем знает, что он знает, то есть человек осознаёт себя как существо знающее. Знание человека самого себя создаёт собой то, что мы называем самосознанием.

Самосознание  включает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, потому что содержит в себе то, что ставит его, самосознание, выше сознания. Духовно творческое объединения сознания и самосознания образуют собою то, что мы называем мировоззрением.

           Так, что же такое мировоззрение?

Понятие мировоззрения и его сущность

 

 На протяжении  всей истории существования человечества  философия складывается как устойчивая  форма общественного сознания, рассматривающая  мировоззренческие вопросы. Она  составляет теоретическую основу  мировоззрения, вокруг которого  образовалось своего рода духовное  облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Термин "мировоззрение" появился в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось только во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители  ставили вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком".

В современной  литературе мировоззрение рассматривается  как "система взглядов на объективный  мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а  также обусловленные этими взглядами  основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации".

В мировоззрении  у человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

 Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или  менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система  этих решений и ответов формирует  мировоззрение эпохи в целом  и отдельной личности. Отвечая  на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину  мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях  возникновения и развития всего, что, так или иначе, окружает человека.

Мировоззрение - это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека - это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

                                               Структура мировоззрения.

 

Структура мировоззрения   состоит из: 1)   мироощущение – сенсорная и эмоциональная сторона,    где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний,   настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация;   2) мировосприятие – категориально-классификационная сторона,   здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на   основе   определённых классов   категорий,  т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому  восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством   искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания;   3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона, в которой   данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и   иррациональном виде на основе рассуждения человека; 4) миропредставление – вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них.   Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда    можно отнести фантазии,   предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны,   представляют   целостный процесс,  влияют на   течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются друг в друге.

Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный  уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный  уровень включает различные мировоззренческие  проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический  уровень - высший уровень мировоззрения - включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в  мировоззрение знания, ценности, поведение  окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

 Жизненно - практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной, культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Структура мировоззрения  определяет его функции. Их три:

 

  • гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего. Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ действительности и места в ней человека.
  • аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему. Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.
  • праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением). С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Заключение

 

 В любые времена человек  пытается найти  истину и  использует для этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует, чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя. Проблема истинности  знания,  критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания,  будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно  изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему  непрерывно  меняются.  Предлагались  и уточнялись  новые  концепции  понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и  трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным,  соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного  опыта?

Для расширения наших знаний о мире необходимо расширение,  углубление и уточнение терминов и  понятий, используемых человеком.  Сам процесс умственной деятельности  познается через такой же умозрительный процесс,  и в итоге  несет  минимум  информации о самом человеке.  Человечество  неоднократно предпринимало попытки научного исследования и  систематизации  вопросов возникновения новых понятий,  используя лишь "интуитивные" способности к постижению  нового.  Расширение  понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения.  Чем отчетливей  человек будет видеть себя,  чем глубже будет познание законов мышления,  тем ярче и многообразнее будет казаться  окружающий мир.

 

 

                                       Список используемой литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989.
  3. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991.
  4. Радугин А.А. «Философия» - курс лекций. М. – 1999 г.
  5. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: 1998.
  6. Философия: Учебник / под. общ. ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001.
  7. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1995.       
  8. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

 


Информация о работе Мировоззрение, его структура