Мировоззренческая система Ж.-Ж. Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Французский философ просветитель, писатель, композитор отстаивавший интересы народа. «Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах» - писал Руссо в своём основном труде «общественный договор».
Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и требовал уравнения собственности идеальным устройствам государства Руссо считал демократическую республику. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и др. просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

      Религиозные и нравственные воззрения 

     Во-первых, Руссо резко осуждал христианство за связи с существующими политическими  организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно "небесными помыслами".

     Во-вторых, в христианских государствах, продолжал  Руссо, никогда нельзя с точностью  узнать, кому следует повиноваться - светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский долг; для него неважно, дурно или хорошо идут дела в его отечестве. Ему даже неважно и то, кто и как управляет людьми.

     Свои  религиозные воззрения Руссо  с достаточной полнотой изложил в работе " Исповедание веры савойского викария". Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, он исповедует теизм, т.е. не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий.

     Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере – лишь нравственный человек может быть добродетельным. Еще в своей ранней работе "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов" Руссо противопоставляет нравственность науке. Он изображает два различных пути развития человечества: один связан с наукой, на достижениях которой вырастает промышленность и работает прогресс - все это характеризует неистинную, бесчеловечную, развращенную цивилизацию.

     Люди  здесь оторваны от природы скучены  в огромную массу, здесь царят теснота, грязь, нищета, убожество. Другой путь – это мирная жизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когда непреходящим богатством для человека остаются "нетленные ценности" чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда на пользу себе и окружающим.

     Только  на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота о других людях - сохраняется нравственность.

     Решая вопрос о природе души, Руссо в  духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: " Вот истинная религия, единственная, не допускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма... Пусть себе проповедуют еще более возвышенные религии, - я не признаю никакой

другой ".

     Но  для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек от рождения испорчен, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен.

     Таким образом, Руссо противопоставлял официальным феодально-клерикальным догматам и атеистическому мировоззрению новую форму " гражданской религии" - религию общественного договора.

     " Догматы гражданской религии,- писал  Руссо,- должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость общественного договора и законов - вот догматы положительные".

     Настоящее служение богу - это служение ему  в сердце, и хороший священник - служитель добра. Не быть фанатиком, не требовать от других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально творить добро - вот что должно быть смыслом деятельности верующего человека.

     К догматам "гражданской религии" Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина.

     Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям. 

  1. Руссо и общественная мысль  ХIХ века
 

     Общественные  идеалы Руссо оказали глубокое влияние  на демократические слои русского общества. Так, А.Н. Радищев считал себя активным сторонником и приверженцем Руссо . Он очень высоко ценил его теорию общественного договора и пытался ею воспользоваться для оправдания народных волнений и мятежей против помещичьей тирании, против "неправосудия государя" и олицетворяемого им жестокого крепостнического режима. Теория общественного договора получила отражение и в административных проектах Радищева. Он пытался конкретизировать теорию общественного договора, пропагандируя буржуазные общественные отношения, которые только зарождались в лоне российского крепостничества.

     Революционно-демократические идеалы Руссо были хорошо знакомы и декабристам, среди которых были широко распространены запрещенные переводы его произведений.

     Высоко  ценили демократические идеалы французских  просветителей Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен и другие. А.И.Герцен часто подчеркивал то, как велико было влияние революционно-демократических идей Руссо на его сознание и ранние взгляды:" Мы так же переживали Руссо и Робеспьера, как французы". В Руссо Герцен видел не только выдающегося демократического мыслителя, но и идеолога французской мелкой буржуазии, давшего якобинцам острое идейное оружие.

     Г.В.Плеханов в своей статье " Жан-Жак Руссо  и его учение о происхождении  неравенства между людьми" отмечал  огромную теоретическую заслугу  Руссо в том, что он не довольствуясь господствовавшим в XVIII веке идеалистическим взглядом на ход развития просвещения, попытался взглянуть на этот ход с точки зрения материалистического положения, согласно которому не мышление определяет собой бытие, а бытие определяет собою мышление.

     Кроме того, многие не без основания полагали, что ,если бы не было Руссо, не было бы и  Великой французской революции 1789 - 1794 гг., что именно его "возмущенная  мысль" привела к переворотам  в социальной и политической жизни  Франции и возвестила о начале революционной эпохи в жизни европейского общества.

     Социально-политические идеи Руссо явились предтечей  тех реальных исторических событий, которые назывались Великой французской  революцией, и нити от которых тянутся к еще более роковому действию - к Великой Октябрьской революции. 
 
 
 
 

      Заключение 

     Жан-Жак  Руссо, действительно, оставил глубокий след не только в истории философской  мысли Франции, но и в истории  сего человечества. Своими трудами  он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.

     Огромен вклад этого величайшего мыслителя  французского просвещения в разработку и исследование идей социального  равенства, народного суверенитета и т.п., и, хотя в своих работах он не находит разрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа.

     Многие  идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      
  1. Введение  в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. – М.: Республика, 2002.
  2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.
  3. Гурина М. Философия : Учебное пособие: Пер. с фр. яз. – М.: Республика, 1998.
  4. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. – Л.: Эго, 1991 (Философское наследие России). Имеется переиздание 2001 г.
  5. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. –  М.: Канон, 1996.
  6. Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001.
  7. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. – М.: Высшая школа, 1988.
  8. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. – М.,1994.
  9. История русской философии / Ред. кол.: Маслин М. А. и др. – М.: Республика, 2001.
  10. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. В 4-х кн. / Под ред. Мотрошиловой Н. В., Руткевича А. М. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995-1999.
  11. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1976.
  12. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1974.
  13. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1973.
  14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. – СПб.: Петрополис, 1994-1998.
  15. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  16. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1984.
  17. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.

Информация о работе Мировоззренческая система Ж.-Ж. Руссо