Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:18, реферат
Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии
Мир и человек. Основной вопрос философии
Мир един и многообразен
- в мире нет ничего, кроме движущейся
материи. Не существует никакого другого
мира, кроме мира бесконечной материи,
движущейся во времени и пространстве.
Материальный мир, природа - это бесконечное
разнообразие предметов, тел, явлений
и процессов. Это неорганическая
природа, органический мир, общество во
всем их неисчерпаемом богатстве
и многообразии. Многообразие мира
заключается в качественном различии
материальных вещей и процессов,
в многообразии форм движения материи.
Вместе с тем качественное разнообразие
мира, многообразие форм материального
движения существует в единстве. Действительное
единство мира состоит в его материальности.
Единство мира и его разнообразие
находятся в диалектическом соотношении,
они внутренне и неразрывно связаны
между собой, единая материя не существует
иначе, как в качественно
Философия - теоретически
сформулированное мировоззрение. Это
система самых общих взглядов
на мир, место в нем человека, уяснение
различных форм отношения человека
к миру. Философия отличается от
иных форм мировоззрения не столько
предметом, сколько способом его
осмысления, степенью интеллектуальной
разработанности проблем и
На фоне стихийно
возникавших (житейских, мифологических)
форм миропонимания философия
В мировоззрений всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Эта большая многоплановая проблема «мир - человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При рассмотрении
основного вопроса философии
очень важно различать две
его стороны. Во-первых, что является
первичным - идеальное или материальное?
Тот или иной ответ на этот вопрос
играет в философии важнейшую
роль, потому что быть первичным - значит
существовать раньше вторичного, предшествовать
ему, в конечном счете, определять его.
Во-вторых, может ли человек познать
окружающий мир, законы развития природы
и общества? Суть этой стороны основного
вопроса философии сводится к
выяснению способности
Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону - вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.
Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.
Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.
К философскому
познанию мира предъявлялись свои требования.
В отличие от других видов теоретического
познания (в математике, естествознании)
философия выступает как
В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.
Можно заметить,
что во всех философских вопросах
присутствует соотношение "мир - человек".
Прямолинейно ответить на вопросы, связанные
с проблемой познаваемости
Восточная философская
мысль менее категорична и в этом смысле
более неопределенна, чем западная. Это
не случайно, ибо в культуре Востока, например
в Индии, используется логика, в которой
нет «закона исключенного третьего». В
этой ментальности вполне допустимы утверждения:
«человек и добр и зол» или «он ни добр,
ни не добр».
Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские
идеи являются, можно сказать, своеобразными
архе-тилическими чертами народов Востока
и оказывают влияние на процессы, которые
происходят в мире. Знакомство с восточной
философией показывает, что она вобрала
в себя не только рациональные формы освоения
человеком себя и мира, но и другие формы,
которые существовали в культуре.
Особенность восточной философии — мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражение в учениях Будды и Конфуция, Ведах, священной книге персов «Авесте», а также целостность видения человека. Соотношение этих начал и элементов со временем меняется, но само единство различных подходов сохраняется. Упрощенным представляется взгляд на восточную синтетическую концепцию бытия с точки зрения европейской традиции, ставящей научно-рациональное его видение выше мифологического и религиозного, а подчас и философского взгляда. И мифология, и религия, и философия, и наука — формы и одновременно продукты культурного самоопределения человека, которые не субординированы по степени истинности, а координированы как самостоятельные, в определенном отношении несоизмеримые концептуальные структуры. Исторически усложнение созданных ранее ценностно-мировоззренческих представлений и появление новых форм не всегда приводило к полному вытеснению прежних, кажущихся архаичными, способов интерпретации бытия. Скорее имело место доминирование тех или иных форм рационально-духовного освоения мира с сохранением на периферии культурного пространства предшествующих форм. В определенных социокультурных ситуациях эти, казалось бы, отжившие cпoсобы духовно-практического освоения мира человеком могут актуализироваться, стать доминирующими. Такова сложная диалектика развития различных социокультурных форм освоения мира человеком.
Представления
о происхождении и сущности человека
в древневосточной философии еще
в значительной степени мифологичны. Весь
мир уподоблялся человеку. Поэтому для
этого периода характерны ассоциативность,
гилозоизм, анимизм и антропоморфизм,
т.е. оживление, одухотворение и уподобление
природных явлений человеку, а человека
— миру. Мир и человек рассматривались
как творения богов.
Однако уже в первых письменных источниках
Древнего Китая, в частности, в «Книге
перемен» (III-IV вв. до н.э.), в учении Конфуция
осмысливаются специфические характеристики
человека. Быть человеком, считал Конфуций,
значит любить людей. Взаимность и любовь
к другим отличают человека от иных существ
Поднебесной. Последователь Конфуция
Мэн-цзы полагал, что человек от природы
добр, а проявление зла — утрата им врожденных
добрых качеств. Подчеркивая важность
человекознания, Мэн-цзы утверждал, что
лишь тот, кто познает свою природу, может
познать Небо. Принципиальное отличие
человека от животного Мэн-цзы видел
в том, что человек соблюдает определенные
нормы взаимоотношений между людьми.
Противник конфуцианства Мо-цзы полагал, что человек отличается от животного умением трудиться, а Лао-цзы и все представители школы даосов были убеждены, что главное в жизни человека — это недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.
2. Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индусских философов (как, например, в «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавачарьи [2]), которые пытались собрать в одном месте взгляды всех философских школ, мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индусских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.
Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно:
прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения {уттарапакша), или выводом (сиддханта).
Этот всеобъемлющий
характер индийской философии —
терпимость одних ее философских
школ по отношению к другим —
имел то положительное значение, что
каждая философская система приняла
обоснованный и завершенный вид.
Если мы откроем обширные труды ведантистов,
то найдем там тщательное и продуманное
рассмотрение точек зрения всех других
систем: чарвака, буддийской, джайнской,
санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики;
равным образом в трудах буддийских или
джайнских философов рассматриваются
взгляды других философских систем. Поэтому
каждая система становится энциклопедической
по своему подходу к тем или иным идеям.
Неудивительно поэтому, что многие проблемы
современной западной философии были
уже рассмотрены в индийской философии.
Более того, местные ученые, знакомые только
с индийской философией, способны с удивительной
легкостью усваивать сложнейшие проблемы
западной философии.
Информация о работе Мир и человек. Основной вопрос философии