Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:12, доклад
Мир человеческой культуры богат и разнообразен – политика, религия, искусство, наука, экономика и т.п. , каждая сфера является отражением другой, все они взаимосвязаны. Единство мира культуры определяется деятельностью общественного человека, который и является носителем культуры, а так же гарантом её существования и воспроизводства. Индивид усваивает культуру через язык, воспитание, живое общение; биологически человеку дается только организм, обладающий определенными "задатками" (потенциальными возможностями), овладевая же существующими в обществе нормами и ценностями, обычаями, способами деятельности индивид осваивает и изменяет культуру.
Мир человеческой культуры богат и разнообразен – политика, религия, искусство, наука, экономика и т.п. , каждая сфера является отражением другой, все они взаимосвязаны. Единство мира культуры определяется деятельностью общественного человека, который и является носителем культуры, а так же гарантом её существования и воспроизводства. Индивид усваивает культуру через язык, воспитание, живое общение; биологически человеку дается только организм, обладающий определенными "задатками" (потенциальными возможностями), овладевая же существующими в обществе нормами и ценностями, обычаями, способами деятельности индивид осваивает и изменяет культуру. Степень приобщения человека к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке.
Деятельность человека в культуре - культуротворчество – основная характеристика жизнедеятельности индивида. Культуротворчество реализуется в разных формах, важнейшие из которых развиваются с первых шагов становления культуры, наиболее древние из них - миф, религия, искусство, мораль.
Религия представляет собой особую форму человеческого опыта, главной и существенной характеристикой которой является вера в священное, сверхъестественное, сакральное. «Религиозное существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, но к фундаментальным условиям жизни, и что все же есть силы и действия (священное), благодаря которым человек способен преодолевать зло во всех его обличиях»[126].
Религия
– системное социокультурное
образование, включающее религиозное
сознание, религиозный культ, религиозные
организации. Религиозное сознание
представлено религиозной идеологией
(в сложившихся религиозных
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождениивсего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.
Миф представляет собой древнейшую синкретичную систему знаний и представлений о мире, основанную на особом мифическом правремени и особом мифическом понимании пространства. Особенностью древнего мифа является следование архетипическому принципу «человек – часть природы», а так же воплощение принципа мировой гармонии - «все во всем».Миф отличает художественная эмоциональность мышления, иллюзорность и стремление поэтически-образно описать сущность объединения микро- и макрокосма.
Мораль есть специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе; система норм, правил оценочных характеристик, регулирующих общение и поведение индивидов. Мораль и нравственность – понятия близкие, однако в полном смысле не являются синонимами, т.к. мораль есть особая форма человеческого сознания (сфера идеально-должного), а нравственность – совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных условиях (т.е. сфера сущего).
Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека являются:
- Внеинституциональность (нормы морали далеко не всегда закреплены в законе, они формируются в практике массового поведения и воспроизведение их обеспечивается общественным мнением),
- всеобъемлющий характер морали (мораль проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности и «обслуживает» их),
- императивность (требования морали имеют силу нравственного закона и апеллируют к человеческому долгу),
- «личностность» (мораль - сфера самоопределения и свободного выбора человека, а так же сфера его личной ответственности).
Иску́cство (от
церк.-слав. искусьство (лат. e
Искусство (наряду с наукой) — один из способов
познания, как в естественнонаучной[6], так и в религиозной картине восприятия
мира.
Искусство – одна из важнейших сфер деятельности и форм культуротворчества человека. Искусство есть вид духовного освоения действительности человеком, преобразовывающим самого себя и окружающий мир по законам красоты. Современная философия , стремясь осмыслить сущность искусства, определяет его как мимесис (искупительная жертва человечества в моменты духовных кризисов – Жирар), катарсис - возможность изживать в искусстве величайшие страсти (Веселовский), как средство «взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения» (Выготский). В отличие от других сфер общественного сознания, искусство отвечает универсальной потребности человека – восприятию окружающей действительности в развитых формах чувственности.