Мир человеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:12, доклад

Описание работы

Мир человеческой культуры богат и разнообразен – политика, религия, искусство, наука, экономика и т.п. , каждая сфера является отражением другой, все они взаимосвязаны. Единство мира культуры определяется деятельностью общественного человека, который и является носителем культуры, а так же гарантом её существования и воспроизводства. Индивид усваивает культуру через язык, воспитание, живое общение; биологически человеку дается только организм, обладающий определенными "задатками" (потенциальными возможностями), овладевая же существующими в обществе нормами и ценностями, обычаями, способами деятельности индивид осваивает и изменяет культуру.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 20.73 Кб (Скачать)

   Мир человеческой культуры богат и разнообразен – политика, религия, искусство, наука, экономика и т.п. , каждая сфера является отражением другой, все они взаимосвязаны. Единство мира культуры определяется деятельностью общественного человека, который и является носителем культуры, а так же гарантом её существования и воспроизводства. Индивид усваивает культуру через язык, воспитание, живое общение; биологически человеку дается только организм, обладающий определенными "задатками" (потенциальными возможностями), овладевая же существующими в обществе нормами и ценностями, обычаями, способами деятельности индивид осваивает и изменяет культуру. Степень приобщения человека к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке.

   Деятельность  человека в культуре - культуротворчество – основная характеристика жизнедеятельности индивида. Культуротворчество реализуется в разных формах, важнейшие из которых развиваются с первых шагов становления культуры, наиболее древние из них -  миф, религия, искусство, мораль.

   Религия  представляет собой особую форму человеческого опыта, главной и существенной характеристикой которой является вера в священное, сверхъестественное, сакральное. «Религиозное существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, но к фундаментальным условиям жизни, и что все же есть силы и действия (священное), благодаря которым человек способен преодолевать зло во всех его обличиях»[126].

   Религия – системное социокультурное  образование, включающее религиозное  сознание, религиозный культ, религиозные  организации. Религиозное сознание представлено религиозной идеологией (в сложившихся религиозных системах в её состав входят теология, религиозная  философия и т.д.) и религиозной  психологией. Религиозный культ  представляет собой совокупность символических  действий, направленных на связь верующего  с Абсолютом (Богом). Религиозные  организации – объединения последователей той или иной религии, возникающие  на основе верований и культа. Для  общества религия выступает как  мощное средство социальной интеграции, поскольку общие верования придают  высший смысл деятельности объединенным её идеями людям; в социальном плане  религия реализуется как особый общественный институт – церковь  ( на первых этапах существует просто как объединение верующих, позднее (практически во всех религиях) оформляется как клерикальная структура, объединяющая лиц, «посвященных» в сакральные тайны и выступающих в роли посредников между потусторонним и посюсторонним мирами). 

Миф (др.-греч. μθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождениивсего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Миф представляет собой древнейшую синкретичную систему знаний и представлений о мире, основанную на особом мифическом правремени и особом мифическом понимании пространства. Особенностью древнего мифа является следование архетипическому принципу «человек – часть природы», а так же воплощение принципа мировой гармонии -  «все во всем».Миф отличает художественная эмоциональность мышления, иллюзорность и стремление поэтически-образно описать сущность объединения микро- и макрокосма.

 

 

   Мораль есть специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе; система норм, правил оценочных характеристик, регулирующих общение и поведение индивидов. Мораль и нравственность – понятия близкие, однако в полном смысле не являются синонимами, т.к. мораль есть особая форма человеческого сознания (сфера идеально-должного), а нравственность – совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных условиях (т.е. сфера сущего).

   Важнейшими  чертами, выражающими специфику  морального регулирования поведения  человека являются:

   -          Внеинституциональность (нормы морали далеко не всегда закреплены в законе, они формируются в практике массового поведения и воспроизведение их обеспечивается общественным мнением),

   -          всеобъемлющий характер морали (мораль проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности и «обслуживает» их),

   -          императивность (требования морали имеют силу нравственного закона и апеллируют к человеческому долгу),

   -           «личностность» (мораль - сфера самоопределения и свободного выбора человека, а так же сфера его личной ответственности).

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка[1][2]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего[4] мира творца в (художественном)образетворчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[5]
Искусство (наряду с 
наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной[6], так и в религиозной картине восприятия мира.

Искусство – одна из важнейших сфер деятельности и форм культуротворчества человека. Искусство есть вид духовного освоения действительности человеком, преобразовывающим самого себя и окружающий мир по законам красоты. Современная философия , стремясь осмыслить сущность искусства, определяет его как мимесис (искупительная жертва человечества в моменты духовных кризисов – Жирар), катарсис - возможность изживать в искусстве величайшие страсти (Веселовский), как средство «взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения» (Выготский).  В отличие от других сфер общественного сознания, искусство отвечает универсальной потребности человека – восприятию окружающей действительности в развитых формах чувственности.

Информация о работе Мир человеческой культуры