Мифологическая картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

В качестве оснований, связывающих наглядные образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-родственными связями первобытной общины. Человек переносил на окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.

Работа содержит 1 файл

мифологической картины мира .docx

— 25.29 Кб (Скачать)

    МИФ (от греческого mythos - предание, сказание), 1) повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие  в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам  разных народов присущи сходные  и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении  мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении Солнца (солярные мифы), Луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные  мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение  ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев  и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном  обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность  субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени). Некоторые  элементы мифологического мышления сохраняются и в современном  массовом сознании (например, расовые  и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т.п.). 2) В переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния  сознания, концепции, представления. 

Мифологическая  картина мира

    Высшим  уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый  «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.

Миф есть прежде всего способ обобщения  мира в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных  между собой таких наглядных  образов выражала мифологическую картину  мира.

В качестве оснований, связывающих наглядные  образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-родственными связями первобытной общины. Человек  переносил на окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась  природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее  по законам родовой общины; мир  представлялся некоторой общинно-родовой  организацией. Картина мира выступала  аналогией картины того рода, в  котором сложился данный миф.

В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для  мифа характерно неразличение объекта  и мысли о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и свойств; пространственных и  временных отношений; правды и «поэзии» и др. Миф нес в себе не только определенное обобщение и понимание  мира, но и переживание мира, некоторое  мироощущение. Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувственно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и  выражались желания, ожидания, страдания  человека, его эмоциональные порывы. Для мифа свойственны и высокая  эмоционально-аффективная напряженность, и значительный динамизм воображения, иконическая полнота воспроизведения  содержания памяти, синкретичность и  полифункциональность наглядно-чувственных  образов.

Своеобразие мифа в том, что он не нацелен на выявление объективных закономерностей  мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как  реальное) равновесия между родовым  коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и  сверхъестественным. Поэтому миф как бы достраивает реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и природой. Этим самым между природой и человеком поддерживается некоторая гармония, равновесное отношение.

В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. В мифе выделение  черт предмета определяется не его  объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна  и др.), в русле его индивидуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным  средством обобщения выступают  умозаключения по аналогии, не разделяющие  закономерные и случайные черты  предмета. В мифологии имеет место  неполная обратимость логических операций (если А + В = С, то для первобытного сознания С — В может быть и не равно  А), следствием чего является нечувствительность мифа к логическим противоречиям.

Таким образом, мыслительная деятельность на уровне мифологического сознания качественно  отлична от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации. Основные черты наглядно-образного мифологического  мышления:

- преобладание умозаключений  по аналогии;

- обобщение на основе  подражания;

- недецентрированность (или  эгоцентризм) отражения;

-неполнота  обратимости логических  операций и нечувствительность  к логическому  противоречию;

-неразличение  случайного, единичного, неповторимого и  необходимого, общего, повторяющегося.

    К этим чертам можно добавить: трансдуктивный характер связи абстракций (наряду с дедукцией и индукцией); определение  предмета по одной его несущественной характеристике; характеристика объекта  не на основе выявления соподчинения и иерархической организации  его свойств, а посредством простого соединения, связывания известных его  свойств (вперемешку существенных и  несущественных) и др.

    Этнографические исследования показали, что в системе  мифологического мышления предметы классифицировались не на основе логических операций, а через наглядные представления  об участии предметов в практической ситуации. Так, во-первых, имело место  недоверие к исходной посылке  силлогизма, если она не воспроизводит  наглядный личный опыт; во-вторых, посылка  силлогизма не имела всеобщего характера  и трактовалась как частное положение; в-третьих, силлогизм легко распадался на три независимых, изолированных  частных положения, не связанных  в единую логическую систему. Таким  образом, мифологическое мышление еще  не может обеспечивать логико-понятийное освоение объективных связей мира.

    Но  в то же время миф есть и некоторое  своеобразное объяснение мира. Оно  определяется прежде всего особыми  трактовками причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо событие с точки зрения мифологии  — значит рассказать о том, как  оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. Причинные  связи (как и все другие) первобытный  человек выделял в своей деятельности, но фиксировал их как связи между  целями и результатами своей деятельности. Поэтому и саму причинность он представлял сначала лишь как  волевое действие, акт некоторого созидания.

    В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время  — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно  отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения —  это некая модель, образец современных  событий. В мифе все современные  события происходят по аналогии с  событиями далекого мифологического  времени. И только из этой аналогии могут быть объяснены. Мифологическое время легко переходит в мифологическое пространство, и наоборот.

Мифологическое  пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой  появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Время жизни рода и его тотем  определяют мифологическое пространство рода. В этом пространстве можно  легко перейти из прошлого в настоящее, и наоборот — из настоящего в  прошлое. Силы, породившие род, не исчезли, они продолжают существовать, и человек  верит, что может легко перейти  из пространства окружающих его физических вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом  самого человека, его род, общину (в  частности, от смерти к жизни и  от жизни к смерти).

    Таким образом, вся система мифологического  объяснения построена на убеждении  в реальности мифа, событий мифологического  времени и пространства. Отсюда беспроблемность  мифологического объяснения: миф как некоторое миропонимание не нуждался в проверке и обосновании.

Важно также отметить и повествовательность  мифа. Мифологическое объяснение есть некоторое повествование, развернутый  рассказ о совокупности и последовательности прошлых событий. Повествовательность  мифа стала источником народных эпосов, а затем и эпического искусства.

    Но  миф не был застывшей совокупностью  образов. Миф предполагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном взаимодействии образов, их соотнесении. Важнейшей стороной взаимодействия мифологических образов выступало  выявление их противоречивых сторон. Отношения природной среды воспроизводятся  мифом в виде бинарно-ритмических  оппозиций: пространственно-временных (день — ночь, верх — низ, право  — лею, небо — земля и др.); социальных (мы — они, старшие — младшие  и др.); на стыке природного и культурного  миров (огонь — вода, вареное —  сырое и др.); цветовых (красное  — белое — черное и др.) и  т.п.

Вещам окружающего человека мира (обрядам, предметам быта, одежде, жилью, орудиям  труда, украшениям и др.) система  мифов придавала определенную символическую  значимость, ценность. В мифологическом сознании вещи носили иерархизированный  характер. Мифы как бы накладывали  на вещи социальные характеристики. Все  значимые для человека вещи были реализацией  некоторого мифического замысла. Миф  выступал и как совокупность чувственных  образов, и как неразрывно связанная  с такими образами система ценностей. Мифологическая система ценностей  определяла знаково-символический  статус вещей, поступков людей. В  мифе была заложена некоторая система  прото-моральных регулятивов, норм и ценностей.

    Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно  неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции  в самых древних мифах —  простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах  мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). В качестве такого животного выступали мамонт, бык, лошадь, черепаха, кит, птицы и т.п. Животных рассматривали как демиургов (творцов) мира. Каждое из них являлось тотемом, олицетворявшим данный род.

Например, в древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер —  его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его  брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и  ночи — его ноги, звезды — его  кости, облака — его мясо, пища в  желудке — это песок, реки —  его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы». У северных народов Вселенная  нередко изображалась в образе громадного лося. Леса рассматривались как шерсть огромного космического лося, животные — как паразиты на его теле, а  птицы — как вьющиеся над ним  комары. Устав от неподвижности, лось время от времени переступает  с ноги на ногу, вызывая тем самым  землетрясения. Можно привести множество  зооморфных мифов, и некоторые из них имели хождение вплоть до сравнительно недавнего времени.

    Широко  распространен в первобытных  мифах образ мирового дерева. Вселенная  представлялась как громадное космическое  мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные  части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди). По такому чудесному дереву можно  проникнуть в иные миры Вселенной; дерево — это путь, по которому боги могут  спускаться на землю и возвращаться в божественный мир, на верхушку дерева. Образ мирового дерева не только выражал  понимание древними людьми структурной  организации Вселенной, но и воплощал идею плодородия (животворные водные ключи, плодородная земля, плоды, цветы  и другие атрибуты плодородия).

    Первобытная мифология развивалась в направлении  развертывания, усложнения мифологических сюжетов, обогащения набора исходных образов, более явного выявления логических связей, переходов, а также постепенной  замены образов животных и мирового дерева образами людей. Одной из сторон исторического развития мифа был  процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Мироздание в целом приобретает  человеческий облик. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о  гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый  мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о  Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей  и др.

Информация о работе Мифологическая картина мира