Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:27, реферат
В качестве оснований, связывающих наглядные образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-родственными связями первобытной общины. Человек переносил на окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.
МИФ
(от греческого mythos - предание, сказание),
1) повествования о богах, духах, обожествленных
героях и первопредках, возникшие
в первобытном обществе. В мифе
переплетены ранние элементы религии,
философии, науки и искусства. Мифам
разных народов присущи сходные
и повторяющиеся темы и мотивы.
Наиболее типичны мифы о происхождении
мира, Вселенной (космогонические мифы)
и человека (антропогонические мифы);
о происхождении Солнца (солярные
мифы), Луны (лунарные мифы), звезд (астральные
мифы); мифы о животных; календарные
мифы и др. Особое место занимают
мифы о происхождении и введении
культурных благ (добывание огня, изобретение
ремесел, земледелия), а также об
установлении определенных социальных
институтов, брачных правил, обычаев
и обрядов. Для мифов характерно
наивное очеловечивание всей природы
(всеобщая персонификация). В первобытном
обществе мифы - основной способ познания
мира, опирающийся на своеобразную
логику (нерасчлененность, тождественность
субъекта и объекта, предмета и знака,
существа и его имени). Некоторые
элементы мифологического мышления
сохраняются и в современном
массовом сознании (например, расовые
и классовые мифы, культ вождей,
ритуалы массовых сборищ и т.п.). 2)
В переносном смысле - ложные, некритические,
оторванные от действительности состояния
сознания, концепции, представления.
Мифологическая картина мира
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.
Миф
есть прежде всего способ обобщения
мира в форме наглядных образов.
В первобытности отдельные
В
качестве оснований, связывающих наглядные
образы в мифологии, выступали аналогии
с самим человеком, с кровно-родственными
связями первобытной общины. Человек
переносил на окружающую его действительность
собственные черты. В мифе очеловечивалась
природа. Для мифа природа есть поле
действия человеческих сил (антропоморфизм).
В мифологическом сознании мир мыслился
как живое, одушевленное существо, живущее
по законам родовой общины; мир
представлялся некоторой
В
мифологическом сознании человек не
выделяет себя из окружающей среды. Для
мифа характерно неразличение объекта
и мысли о нем; вещи и слова;
вымысла, фантазии и действительности;
вещи и свойств; пространственных и
временных отношений; правды и «поэзии»
и др. Миф нес в себе не только
определенное обобщение и понимание
мира, но и переживание мира, некоторое
мироощущение. Миф всегда сопровождается
переживаниями, открытыми чувственно-
Своеобразие
мифа в том, что он не нацелен на
выявление объективных
В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. В мифе выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его индивидуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, не разделяющие закономерные и случайные черты предмета. В мифологии имеет место неполная обратимость логических операций (если А + В = С, то для первобытного сознания С — В может быть и не равно А), следствием чего является нечувствительность мифа к логическим противоречиям.
Таким
образом, мыслительная деятельность на
уровне мифологического сознания качественно
отлична от понятийно-мыслительной
деятельности эпохи цивилизации. Основные
черты наглядно-образного
- преобладание умозаключений по аналогии;
- обобщение на основе подражания;
- недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
-неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;
-неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.
К этим чертам можно добавить: трансдуктивный характер связи абстракций (наряду с дедукцией и индукцией); определение предмета по одной его несущественной характеристике; характеристика объекта не на основе выявления соподчинения и иерархической организации его свойств, а посредством простого соединения, связывания известных его свойств (вперемешку существенных и несущественных) и др.
Этнографические
исследования показали, что в системе
мифологического мышления предметы
классифицировались не на основе логических
операций, а через наглядные
Но
в то же время миф есть и некоторое
своеобразное объяснение мира. Оно
определяется прежде всего особыми
трактовками причинности, пространства
и времени. Объяснить какое-либо
событие с точки зрения мифологии
— значит рассказать о том, как
оно произошло, как оно было сделано,
сотворено в прошлом. Причинные
связи (как и все другие) первобытный
человек выделял в своей
В
мифе существуют также свое, особое
мифологическое время и мифологическое
пространство. Мифологическое время
— это некое далекое прошлое,
время Творения Мира богами, «Время
великих сновидений», которое качественно
отличается от настоящего, от современности.
Вместе с тем время Творения —
это некая модель, образец современных
событий. В мифе все современные
события происходят по аналогии с
событиями далекого мифологического
времени. И только из этой аналогии
могут быть объяснены. Мифологическое
время легко переходит в
Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифологическое пространство рода. В этом пространстве можно легко перейти из прошлого в настоящее, и наоборот — из настоящего в прошлое. Силы, породившие род, не исчезли, они продолжают существовать, и человек верит, что может легко перейти из пространства окружающих его физических вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти).
Таким образом, вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа, событий мифологического времени и пространства. Отсюда беспроблемность мифологического объяснения: миф как некоторое миропонимание не нуждался в проверке и обосновании.
Важно также отметить и повествовательность мифа. Мифологическое объяснение есть некоторое повествование, развернутый рассказ о совокупности и последовательности прошлых событий. Повествовательность мифа стала источником народных эпосов, а затем и эпического искусства.
Но
миф не был застывшей совокупностью
образов. Миф предполагал определенный
динамизм, который проявлялся в постоянном
взаимодействии образов, их соотнесении.
Важнейшей стороной взаимодействия
мифологических образов выступало
выявление их противоречивых сторон.
Отношения природной среды
Вещам окружающего человека мира (обрядам, предметам быта, одежде, жилью, орудиям труда, украшениям и др.) система мифов придавала определенную символическую значимость, ценность. В мифологическом сознании вещи носили иерархизированный характер. Мифы как бы накладывали на вещи социальные характеристики. Все значимые для человека вещи были реализацией некоторого мифического замысла. Миф выступал и как совокупность чувственных образов, и как неразрывно связанная с такими образами система ценностей. Мифологическая система ценностей определяла знаково-символический статус вещей, поступков людей. В мифе была заложена некоторая система прото-моральных регулятивов, норм и ценностей.
Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). В качестве такого животного выступали мамонт, бык, лошадь, черепаха, кит, птицы и т.п. Животных рассматривали как демиургов (творцов) мира. Каждое из них являлось тотемом, олицетворявшим данный род.
Например, в древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы». У северных народов Вселенная нередко изображалась в образе громадного лося. Леса рассматривались как шерсть огромного космического лося, животные — как паразиты на его теле, а птицы — как вьющиеся над ним комары. Устав от неподвижности, лось время от времени переступает с ноги на ногу, вызывая тем самым землетрясения. Можно привести множество зооморфных мифов, и некоторые из них имели хождение вплоть до сравнительно недавнего времени.
Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди). По такому чудесному дереву можно проникнуть в иные миры Вселенной; дерево — это путь, по которому боги могут спускаться на землю и возвращаться в божественный мир, на верхушку дерева. Образ мирового дерева не только выражал понимание древними людьми структурной организации Вселенной, но и воплощал идею плодородия (животворные водные ключи, плодородная земля, плоды, цветы и другие атрибуты плодородия).
Первобытная
мифология развивалась в