Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:01, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является изучение теоретических вопросов возникновения, развития и путей решения межнациональных конфликтов, также преломление вопросов теории на примере отдельного межнационального конфликта с точки зрения непосредственного участника событий.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть:
1. Определение основных понятий.
2. Краткий обзор современных концепций возникновения, развития и путей решения межнациональных конфликтов:
а. Причины межнациональных конфликтов;
б. Типология межнациональных конфликтов;
в. Пути решений межнациональных конфликтов;
3. Возникновение, развитие и пути решения межнационального конфликта на примере Республики Таджикистан.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

межнац конфликты (мой окончательный).doc

— 212.50 Кб (Скачать)

    Таджики трудолюбивы. Но они привыкли работать не спеша, размеренно, без перенапряжения, с частыми перерывами. Незнание этой особенности нередко приводит к конфликтам. Таджики очень отзывчивы на доброту, похвалу, уважительно относятся к старшим, старательны. Они высоко ценят тех, кто проявляет интерес к их успехам, к успехам республики, обычаям и нравам народа.

    Представители этой национальности наделены своеобразным темпераментом, испытывая потребность в разнообразии и периодической смене возлагаемых на них обязанностей. Они легко загораются каким-либо делом и так же быстро остывают. Таджики упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым делом. Верность как черта характера воспитывается у молодого таджика с детства. Главная формирующая человека ячейка — семья. Семьи у таджиков большие, в среднем 5-6 и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям. Таджики неприхотливы, терпеливы, легко переносят трудности и лишения жизни, проявляют самостоятельность и настойчивость в профессиональной деятельности. Их также отличают смелость, трудолюбие, сопереживание чужому горю.

    Каждый  таджик стремится беречь свою честь  смолоду. Его воспитывают так: иди  прямо, не увиливай от трудностей, будь честен, прост. Порой прямота таджика воспринимается как дерзость, упрямство. Нельзя забывать, что для него это норма жизни, о которой надо знать и к которой надо привыкнуть, потому что в таких штрихах проявляется психология нации.

    Кроме этого современные исследователи  в пределах таджикской нации выделяют несколько этнотерриториальных групп, существенно различающихся по традициям, обрядам, языковым диалектам и т.д. 13:

    1. Каратегинцы (гармцы) — жители долин рек Сурхоб и Кызылсу, а также долины р. Обихингоу (долина Вахиё) от Файзабада на западе до кишлака Пильдон на востоке и перевала Хабурабад на юге. В 1940-е — 1960-е значительная часть каратегинцев была переселена в Вахшскую долину для сельскохозяйственного освоения. Каратегинцы составляют 25 % от общей численности таджикского населения.

    2. Кулябцы (кулоби)- жители восточной и центральной части Хатлонской области (25 %).

    3. Ленинабадцы (ходжентцы, худжанди) — жители Согдийской (бывшей Ленинабадской ) области. Общая численность — 25 %.

    4. Памирцы (бадахшанцы) — жители Горно-Бадахшанской АО, говорящие на восточно-иранских языках, не понимаемых таджиками: шугнанцы (самоназвание «хугни», с их локальной группой баджуйцами; язгулёмцы («згамик»); бартангцы («бартангидж»)  с их локальной группой хуфцами («хуфитдж»); ишкашимцы («ишкошуми»); ваханцы («хик»). В отличие от остального населения Таджикистана (суннитов), памирцы являются исмаилитами. Численность — 10 % .

    5. Гиссарцы — жители Гиссарской долины от Пахтабада на западе до Файзабада на востоке. Численность — 10 %.

    В советское время доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области («ленинабадцы»), занимавшие высшие административные посты. С ними активно сотрудничали выходцы из Куляба — «кулябцы», занимавшие высшие посты в силовых структурах (МВД). В подчинении у «кулябцев» находились «бадахшанцы» («памирцы»). «Каратегинцы» (гармцы) занимали прочные позиции в торговле и производстве товаров народного потребления.

    Кроме того, глубинные противоречия между различными слоями населения в Таджикистане были существенно обострены политическим и экономическими решениями, осуществленными при Советской власти. Вот наиболее важнейшие из них:

    Первое: Земельно-водная реформа и создание колхозов, не обеспечившая реальное владение землёй и  приведшая к разрушению многовекового уклада хозяйствования на земле.

    Второе: Национально-государственное размежевание, основанное на принципах  И.В. Сталина  о территориальной автономии14 (включение в состав Таджикской ССР территории Ленинабадской (ныне Согдийской области), ранее входившей в состав Бухарского эмирата; наделение правами автономии Горно-Бадахшанской области), что в итоге заложило причину массовых территориальных притязаний.

    Третье: Ориентация на создание в Таджикистане собственной промышленности. Из-за невозможности в кратчайшие сроки обеспечить создававшуюся промышленность местными кадрами  осуществлялся планомерный завоз кадров из России. В результате уже в 50-х годах 20 века в Таджикистане возникла бинарная система размещения населения: в городах оказалось сосредоточенным практически всё некоренное население, по всем своим социальным характеристикам неидентичное, а то и противостоящее местному: обнажились различия в языковом, конфессиональном, культурном, образовательном и иных планах, что в итоге не могло не привести к росту противоречий между членами сообщества15

    Кроме того, очень сложной была обстановка и в сопредельном Афганистане. На территории этой страны шло активное политическое и военное противостояние правительства и оппозиционного движения «Талибан», а также активное формирование и функционирование структур, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.  

    Анатомия  конфликта 

    Указанные выше многочисленные противоречия резко  обострились к началу 90-х годов 20 века. Политика перестройки, проводившаяся в СССР с середины 1980-х годов 20 века, привела к пробуждению в таджикском обществе гражданских инициатив, направленных на преодоление рецидивов советского строя. Одним из проявлений этого процесса стало зарождение исламской оппозиции, требовавшей отставки Рахмона Набиева — лидера Компартии Таджикистана. В это время образовались многочисленные политические движения и партии - исламисты, демократы, коммунисты. Политическая ситуация в стране стала крайне запутанной. Однако, по мнению большинства современных исследователей, более глубинными были не политические противоречия, а этнические и экономические — условно говоря, конфликт между промышленно развитым севером и отсталым югом. Этот конфликт постепенно вышел на первый план.

    Истоки  вооружённого противостояния заключались  в стремлении определённых политических сил изменить традиционное распределение ролей между различными клановыми группами (связанными единством происхождения, проживания, семейными узами, укладом жизни, отношением к религии и др.) в жизни Таджикистана и тонко играя на противоречиях решить свои политические цели, т.е. захватить власть.

    Ход событий16

    В конце 1991 года первые президентские выборы в независимом Таджикистане выиграл Рахмон Набиев, бывший руководитель Компартии и представитель «ленинабадского» клана, что фактически означало сохранение положения, существовавшего при советской власти.

    В первые несколько месяцев после  выборов в стране поддерживалось хрупкое равновесие сил — ведущим представителям (исламистской) оппозиции в обмен на согласие придерживаться политических методов борьбы была гарантирована неприкосновенность.

    Толчком к конфронтации стало задержание 6 марта 1992 года видного оппозиционера Максуда Икрамова, а 11 марта Душанбинский городской суд приговорил одного из руководителей «Растохеза» Мирбобо Миррахимова — одного из членов так называемого Народного комитета — к двухлетнему тюремному заключению за клевету на председателя Верховного Совета Таджикистана.

    Вскоре  после этого председатель таджикского  парламента Сафарали Кенжаев («гиссарец») обвинил министра внутренних дел Мамадаёза Навжуванова («памирца») в коррупции и превышении полномочий. За этим последовали новые обвинения, а 23 марта стороны перешли к массовым акциям. В городе начались многотысячные митинги, в которых принимали участие многочисленные сторонники действующей власти и оппозиции при активном участии исламского духовенства, которое играет важную роль в регионах, претендовавших на передел власти. В дальнейшем взаимные обвинения между противостоящими силами перешли в массовые беспорядки в т.ч. и с взятием заложников и конфликт начал расползаться по всей стране.

      В мае 1992 года в конфликт перешел в вооружённую фазу, когда сторонникам действующего президента Р. Набиева начали раздавать оружие. Кроме того в этот же период в конфликт вовлекаются представители криминальных структур и появляются первые жертвы. В столице было ведено чрезвычайное положение, но острые столкновения правительства и оппозиции продолжались. Оппозиция выдвинула президенту следующие требования:

    - формирование коалиционного правительства

    - отставка ряда должностных лиц действующего правительства.

    11 мая было заключено соглашение о формировании Правительства национального примирения, по которому 11 из 24 постов в кабинете было отдано «гармцам» («каратегинцам») и «памирцам», составившим основу так называемой «исламско-демократической» оппозиции, или Объединенной таджикской оппозиции.

    Напряжённое перемирие лета 1992.

    Хотя  формально прежнее правительство  сохранило бразды правления, фактически доминировала оппозиция, и власть в значительной мере была в руках у лидера оппозиции, Кази-калона (главы Духовного управления мусульман Таджикистана) Ходжи Акбара Тураджонзоды. Его программой было создание светского демократического государства в союзе с исламскими лидерами. Хотя политическая программа была весьма умеренной и демократической, в конкретных условиях Таджикистана происходили другие процессы, в результате которых конфликты накалялись, и противоречия из политической сферы переходили в этническо-клановую.

    Митингующие были отправлены по домам, однако оружие у них не изъяли. До конца лета в столице воцарился шаткий мир. На местах же ситуация была иной. Объединённая таджикская оппозиция фактически никогда не была единой — полевые командиры (при этом часть из них имела криминальное прошлое), пользуясь бесконтрольностью со стороны центральной власти, просто занимались решением своих финансовых проблем силовыми методами за счет местного населения и конвоев с гуманитарными грузами. Весной и летом по регионам прокатились массовые этнические чистки, сопровождавшиеся грабежами, уничтожением имущества и насилием. Осложнилась ситуация с продовольствием, поскольку основные сельскохозяйственные районы оказались под контролем оппозиции.

    Вовчики и юрчики

    Летом 1992 гражданское противостояние неоднократно обострялось. Среди радикально настроенных таджикских активистов выделись две категории людей - "вовчики" (вахаббиты) и "юрчики", вовчиками называли яростных сторонников ислама, а юрчиками - консервативно настроенных сторонников возврата к коммунизму. В дальнейшем представители обеих группировок организовывали многочисленные погромы и чистки, не считаясь с нормами права и морали.

    В этот же период представители противоборствующих сторон неоднократно предпринимали попытки мирных переговоров, но особого успеха они не имели и к концу 1992 года представители исламистов захватили столицу государства. В республике развернулась антирусская кампания, в ходе которой все жертвы стали списывать на русскоязычное население.

    7 сентября президент Набиев попытался тайно бежать в родной Ходжент, который, как и Куляб, не контролировался исламистами, но его перехватили по дороге в аэропорт и, угрожая оружием, заставили сложить с себя полномочия.

Информация о работе Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве